https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Виртуальный музей современного искусства Петербурга

04 февраля 1999 г. в художественных ресурсах России появился виртуальный “Музей современного искусства Петербурга: 1940 - 1990-е”, созданный студией “Арт Медиа”, Санкт-Петербург (куратор Николай Кононихин, разработка Дмитрий Виноградов).

Послевоенное искусство С.-Петербурга теперь доступно всем. Наряду с постоянной экспозицией музей проводит выставки художников послевоенного авангарда (Владимир Жуков), ленинградского "нонконформизма" (Владимир Шагин, Юлия Иванова) и концептуального искусства (Леонид Борисов).

 

300 лет назад Петр I "прорубил окно в Европу", основав на берегу Балтийского моря новую столицу России - Санкт-Петербург. Через это окно Европа заглянула в Россию петровских времен, ужаснулась и по-деловому начала благоустраивать прилегающую к окну территорию. Строить северную столицу России приехали архитекторы, скульпторы, художники из Италии, Англии, Голландии, Германии, Франции и других стран. Екатерина Великая (урожденная Софья-Августа Ангальт-Цербстская) завершила дело Петра Великого, в ее царствование Петербург приобрел облик европейской столицы, были основаны Академия Художеств и коллекция Эрмитажа. Через Петербург Россия оказалась включенной в контекст европейской культуры.

В 1917 году большевики "замуровали" это окно, затем построили стену и соорудили "железный занавес", и мировое искусство ХХ века прошло мимо России. Точно также и искусство России ХХ века прошло мимо мирового сообщества. Для России современное искусство Запада ассоциируется с работами Матисса и Пикассо, купленными Щукиным и Морозовым в начале века, и по сей день держащими форпост современности на третьем этаже Эрмитажа. В России не любят менять привычек.

Также и на Западе современное искусство России ассоциируется с Малевичем и другими художниками русского авангарда, работавшими в 1910-20-х годах. Перестройка добавила такие понятия как "нонконформизм", воспринятый Западом только в политическом аспекте московского соц-арта, и "советского импрессионизм", получивший известность в Японии, Франции и Италии благодаря аукционам в Париже. Мощный пласт ленинградского "андеграунда" и послевоенного авангарда остается мало известен для Запада. Наверное, Запад тоже не любит менять привычных схем.

К 300-летию С.-Петербурга виртуальный музей снова "прорубает окно в Европу". Послевоенное искусство С.-Петербурга теперь доступно всем. Наряду с постоянной экспозицией (соцреализм, советский импрессионизм, ученики Александра Осмеркина, Бориса Иогансона, Виктора Орешникова, группа «одиннадцати», общество «Аполлон») музей открывает новые "залы" ("Экспериментальная литографская мастерская", "Абстрактное искусство"), проводит выставки художников послевоенного авангарда (Владимир Жуков), ленинградского "нонконформизма" (Владимир Шагин, Юлия Иванова) и концептуального искусства (Леонид Борисов).

Художественная жизнь С.-Петербурга представлена календарем выставок музеев и галерей на текущий месяц и обзором наиболее интересных выставок (новости). В Арт-клубе открыта дискуссия на тему: "Современное искусство С.-Петербурга: иллюзия или реальность", здесь вы найдете статьи арт-критиков и кураторов, посвященные проблематике "музея современного искусства", воспоминания и интервью художников. Справочная информация представлена в разделе "Художники" и в компьютерных альбомах на CD-ROM.

 

 
  Виртуальный “Музей современного искусства Петербурга: 1940 - 1990-е”, студия “Арт Медиа”, куратор Николай Кононихин, реализация Дмитрий Виноградов, 1999 г.  

Виртуальный музей помогает и российскому зрителю включиться в мировой художественный контекст и судить о современном западном искусстве не только по залам Эрмитажа, но и "заглянуть" в МОМА в Нью-Йорке, Centre Georges Pompidou в Париже, Stedelijk Museum в Амстердаме, Museum Ludwig в Кёльне, Moderna Museet в Стокгольме, Kiasma в Хельсинки и другие художественные институции, широко представленные в Интернет (см. "Links").

Николай Кононихин

Первая публикация Николай Кононихин. Виртуальный музей современного искусства Петербурга. Арт Медиа. 04 февраля 1999 г.

Комментарий: за три года существования (1999-2002) Виртуальный музей современного искусства Санкт-Петербурга (1948-1998) выполнил свою задачу и прекратил работу в сети интернет.

В 2013 г. на сайте www.nikolaygallery.ru были размещены материалы Виртуального музея современного искусства Санкт-Петербурга (1948-1998) и избранные публикации сетевого журнала Арт Питер.

См.также

Кононихин Н. Виртуальный музей современного искусства - новая реальность? - Москва. Русский журнал, 1999. http://old.russ.ru/netcult/19991110_konon.html

https://www.traditionrolex.com/24