Поиск

«Звезда по имени Юлия Иванова» в Музее Н.А.Некрасова

05 февраля 1999 г. в Музее Н.А.Некрасова открылась выставка «Звезда по имени Юлия Иванова» (куратор Николай Кононихин). Экспозицию выставки составили 35 живописных работ из мастерской художника и коллекции Николая Кононихина. Выпущен каталог выставки.

Юлия Иванова родилась в 1944 году в эвакуации. В 1947-1957 гг. семья жила в Печерах. После возвращения в Ленинград окончила Ленинградский техникум зеленого строительства (1962). В начале 1970-х училась в студии Соломона Россина. Окончила Училище им.Мухиной (1970-1977).

С 1983 г. Юлия Иванова участница Товарищества Экспериментального Изобразительного искусства (ТЭИИ, 1983-1989).  Член Союза художников с 1988 года.

 

В 1989 г. Соломон Россин сказал о Юлии Ивановой: «В России еще не перевелись души, которые верят, что искусство - это Храм и воздух его свят. Юлия Иванова как раз такой художник. В нашей ленинградской живописи Юлия Иванова - звезда.»

Слова Соломона Россина, сказанные в адрес Юлии Ивановой, не только выдержали проверку временем (мало ли провозглашали гениев и звезд), но и оказались пророческими. На небосклоне петербургской живописи среди мелькающих звездочек и комет утвердилась звезда со своим глубоким внутренним светом. На ее неспешных орбитах рождаются и живут картины-планеты - суть воплощения таких простых и знакомых, и таких вечных понятий как добро и любовь, отчаяние и боль, одиночество и печаль.

Ее картины населяют обычные предметы: старые керосиновые лампы, жестяные чайники и медные тазы, керамические кувшины и длинные зеленовато-мутные бутылки, старые табуреты и кривые венские стулья, крутобедрые гитары и жеманные скрипки, серебристые сухие рыбы и ржавые панцири омаров, причудливые кораллы и черепа животных.

В середине 1980-х появляются знаменитые автопортреты Ю.Ивановы. Они полны драматизма и скорби. В них - отражение сложного периода личной жизни автора, когда близкими существами становятся кот ("Автопортрет с котом", 1986) и собака ("Автопортрет в красной майке", 1990). Их отличают скупые изобразительные средства: несколько уверенных линий рисунка и несколько размытых тонально-сближенных цветовых пятен на грубом холсте.

Петербург Ю.Ивановой хорошо узнаваем. Он населен различными персонажами и архитектурными деталями, напоен сложной гаммой чувств и интонаций: радостью и грустью, таинственностью и мистикой. Его наполняют неторопливо гуляющие люди, ведущие за руки детей или выгуливающие собак, одиноко бредущие фигуры пожилых людей с авоськами в руках и облокотившийся на перила старик в шапке-ушанке ("Пейзаж с нашими людьми", 1994).

Город становится таинственным в свете вечерних огней ("Взгляд. Вечер в городе", 1994) и лунной осенней ночью ("Лунные львы", 1986). Его набережные мистически населены огромными угловатыми собаками, вытянувшими длинные лапы и узкие грустные морды. С Александрийского столпа снялся розовый ангел и решил полетать ранним утром над Мойкой ("Мойка у Конюшенной площади", 1997).

Николай Кононихин

Первая публикация: Кононихин Н. Звезда по имени Юлия Иванова. Каталог выставки. - СПб. 1999.

См.также:

Кононихин Н. За закрытой дверью остался пейзаж. – СПб: Питерbook, №2. 1999.

ИВАНОВА Юлия Николаевна (р. 1944) в Nikolay Gallery