Лекция «Футуризм – это динамизм» в Русском музее

 

08 октября 2016 г. в Лектории Русского музея состоится лекция – «Футуризм – это динамизм» (лектор Николай Кононихин). Это вторая лекция цикла «ХХ век. Направления» (Абонемент №10), посвящённого основным направлениям в искусстве ХХ века.

О рождении футуризма его основатель Филиппо Томмазо Маринетти объявил 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро», опубликовав «Манифест футуризма». Вскоре к нему присоединились художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

 

Как следует из названия, футуризм был обращен в будущее. Прошлое и настоящее предавалось анафеме. Музеи, библиотеки и даже кладбища следовало разрушить. А паровозы, аэропланы, автомобили и прочие достижения машинерии и индустриализации становились объектами вожделения и должны были быть увековечены в произведениях искусства. «Горячий металл, - писал Маринетти, - волнует больше, чем улыбка и слезы женщины». Главными художественными методами футуризма стали динамизм и одновременность, призванные отразить скорость, движение, энергию.

Используя поначалу технику дивизионизма, Джакомо Балла старался передать непрерывность движения девушки, бегущей на балкон, полета ласточек, или динамизм собаки на поводке. Но более всего пригодились методы, открытые кубизмом. Используя принцип дробления и фрагментации изображения, Джино Северини старался передать вихрь танца «Голубой танцовщины» (1912), Луиджи Руссоло – «Динамизм автомобиля» (1912-13), а Карло Карла – бешенный галоп «Лошади и всадника» (1912), где «у скачущей лошади не четыре, а двадцать ног, и движение ее трехчастно». Оригинальными достижениями динамизма в скульптуре стали работы Умберто Боччони «Синтез человеческого динамизма» (1913) и «Динамизм скачущей лошади» (1914-15). «Мы хотим показать живой объект в его динамическом росте, - писал Боччони, - надо отбросить все предшествующие сюжеты, чтобы выразить бешеное круговращение нашей жизни, которая состоит из стали, гордости, возбуждения и скорости».

Визуальными воплощениями идеи одновременности, связанной с ассоциациями, воспоминаниями, переживаниями, стали работы «Улица проникает в дом» (1911) Умберто Боччони и «Похороны анархиста Галли» (1911). Последняя была написана спустя семь лет после трагических событий, о которых Карра вспоминал: «Передо мной был гроб, сплошь покрытый красными гвоздиками, который грозно раскачивался, я видел испуганных лошадей, слышал, как стучали палки и копья, так громко, что казалось, еще немного – и гроб упадет на землю и лошади его затопчут… Воспоминания об этой сцене вдохновили меня включить в манифест тезис: Мы помещаем зрителя в саму картину».

В России итальянский футуризм, получив прививку французского кубизма, вошел в историю искусства как «кубофутуризм». Он стремился соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие) и футуризма (развитие идей динамизма и одновременности). Кубофутуристы-художники Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Давид Бурлюк, Александр Богомазов активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы «Гилея»: Алексеем Крученых, Велимиром Хлебниковым, Еленой Гуро, Владимиром Маяковским.

 

Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.

Тел. 570-52-23, 570-56-91.

NikolayGallery.ru , тел. 8-911-9091499.