Поиск

Лекция "Революция и иконоборчество в искусстве" в Манеже

 

16 ноября в 19.00 в Музее искусства Санкт-Петербурга МИСП ХХ-ХХI веков состоится лекция Николая Кононихина "Революция и иконоборчество в искусстве", посвященная 100-летию Революции в России.

 

Возникнув в VIII веке в Византии из сугубо религиозного движения противников почитания икон, иконоборчество, начиная с Великой Французской революции, трансформировалось в радикальные протестные выступления против старого миропорядка и стало постоянным спутников всяких серьезных социально-политических потрясений, будь то революция, мировая или гражданская война.

Искусство стало сначала объектом, а затем и субъектом иконоборческих активностей. Разрушение икон, фресок, соборов, витражей, а затем - и всяких атрибутов самодержавия и власть придержащих (прежде всего скульптурных памятников и парадных портретов), стало символом презрения и унижения противника, причем как в годы революций, так и поныне (от разрушения святынь талибами и ИГИЛ до войны с памятниками в Украине и США). В ХХ веке вандализм музейных ценностей вошел в протестную практику и частных лиц.

Вместе с тем, все современное искусство, начиная с импрессионистов, сформировалось именно как иноконоборческая практика против отживших традиций мертвого академизма. Отрицание старого с начала ХХ века приобрело тотальный характер и наиболее ярко проявилось в декларациях итальянских и русских футуристов и деятелей авангарда. Самыми радикальными иконоборческими жестами стали «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича и «Фонтан» (1917) Марселя Дюшана. Но если иконоборческая практика Кандинского и Малевича приводила к сотворению «новых кумиров», то жест Дюшана ставил под вопрос саму природу «произведения искусства» и роль художника.

Сегодня иконоборчество охватило практически все области: религии, политики, гражданского общества, искусства. Парадокс в том, что чем больше его становится, тем больше его не хватает, о чем свидетельствуют в том числе «паломничества» на выставки Серова и Айвазовского. Мы живем в мире сплошных искусственных конструктов: симулякров, мемов, бинарного мышления, социальных сетей, гаджетов… Иконоборчество остается актуальной стратегией… Революция продолжается…