В начале 1900-х в Мюнхене пересеклись пути Василия Кандинского, Габриэль Мюнтер, Алексея Явленского и Марианны Веревкиной. Маленький городок Мурнау, где в 1909 году трое русских и одна немка столь яростно писали пейзажи, используя зверские сочетания синего, желтого и черного, стал родиной экспрессионизма (по крайней мере, не меньше Дрездена).
К сожалению, русские коллекционеры, полностью сосредоточенные на французском искусстве в лице Матисса и Пикассо, просмотрели русский экспрессионизм, чем сослужили злую шутку Эрмитажу и ГМИИ им.Пушкина (получивших от них почти все новейшие образцы модернизма). Русский авангард тоже не усвоил экспрессионизм в чистом виде. Элементы экспрессии, замешанные с народным искусством, вывеской и лубком можно видеть в работах многих художников, в первую очередь – Ларионова, Гончаровой, Лентулова и других художников объединения «Бубновый валет». Годы Первой мировой войны не способствовали пропаганде немецкого искусства, а в самой Германии экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством». Удивительным образом экспрессионизм дал блестящие образцы уже в советское время и там, где его никто не ждал – в неофициальном искусстве. В работах художников «Арефьевского круга», и прежде всего самого Александра Арефьева и Владимира Шагина, послевоенная атмосфера советской жизни была показана с высочайшей степенью накала, как цвета, так и внутренней экспрессии.
Встреча пройдет в Малом зале Лектория (бывшей Адъютантской Павла I).
Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.
Тел. 570-52-23, 570-56-91.