Лекция «Ростислав Вовкушевский – неисправимый цветолюб» в Русском музее

 

20 декабря в 18.00 в Лектории Русского музея состоится лекция Николая Кононихина «Ростислав Вовкушевский – неисправимый цветолюб. К истории общества «Аполлон»», которая пройдет в рамках цикла «Искусство глазами коллекционера. Имена» (Абонемент №14).

 

Когда-то Григорий Израилевич в своих воспоминаниях так охарактеризовал своего друга-художника: «Вовкушевский Ростислав Иванович – известный ленинградский живописец – постимпрессионист. Был самым знаменитым студентом Академии художеств, так как учился 10 лет, причем почти на всех факультетах, и был прекрасным спортсменом во многих видах спорта, сохранил чувство юмора до преклонного возраста».

в конце 1950-х годов у Вовкушеского сформировался стиль жизни «свободного художника», привыкшего рассчитывать на себя и свои силы и не зависеть от официальных заказов советской системы. Он увольняется из Училища имени В.И.Мухиной, покупает новенький москвич, меняет комнату в коммунальной квартире на мастерскую в доме Куинджи на Васильевском острове и полностью отдается творчеству. Все знавшие в те годы Вовкушевского отмечают всплеск творческой активности и по-французски богемный образ жизни художника. Мастерская в доме Куинджи поражала огромными окнами во всю стену с видом на Неву, настоящим камином и коллекцией экзотических винных бутылок (они потом заполнили многие натюрморты художника), радушием и хлебосольством хозяина .

«В творческом плане, - считает Александр Боровский, - Вовкушевский сложился как художник в период и в условиях «оттепели», более того, он в среде ленинградских художников своего времени, пожалуй, более открыто обратился к французской живописной традиции, прежде всего к опыту постимпрессионизма… Его творческая жизнь протекала в режиме нечастых выставок, уважения в сравнительно узких профессиональных кругах… Вовкушевский не примыкал ни к официозу, ни к андеграунду».

В 1960-1970-е годы формируется индивидуальный стиль Вовкушевского. Впечатления от французского искусства (еще до войны Вовкушевского покорили К.Моне, П.Бонар, А.Дерен, А.Матисс, Ван Гог) и русского авангарда (в первую очередь художников «Бубнового валета» П.Кончаловского, И.Машкова, А.Осмеркина) трансформировались с годами в оригинальный, хорошо узнаваемый почерк художника. Композиция всегда прочно построена, монументальна, центр четко определен доминирующим объектом (особенно в портретах и натюрмортах), который заполняет собой большую часть холста. Изображение плоскостное, как правило, без перспективы и свето-воздушной среды. Цветовое решение всегда яркое, декоративное, построенное на сочетании теплых и холодных тонов, сбалансированных обычно множеством дополнительных цветов и оттенков. Часто художник использует контурную линию – плавную в портретах и пейзажах, и жесткую, угловатую в натюрмортах. Стиль письма к 1980-м годам становится еще более легким, в одно касание, иногда оставляя не закрашенные участки грунтованного холста - воздуха.

В 1990-е он вместе со своим другом художником Григорием Израилевичем участвует в выставках Общества «Аполлон», созданного Борисом Калаушиным и Юлией Фиртич.

Любовь к французскому искусству и русскому авангарду Ростислав Вовкушевский пронес через всю жизнь и воплотил в многочисленных полотнах. Репутацию блестящего мастера и тонкого стилиста подтвердили многочисленные выставки и аукционы Друо, неизменными участниками которых были работы Вовкушевского с середины 1990-х годов. В работах Вовкушевского часто можно заметить знакомые архетипы Ван Гога, Дерена или Матисса, но крепкая, уверенная рука мастера и фантазия художника придает холстам оригинальное и искреннее звучание.

Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.

Тел. 570-52-23, 570-56-91.

NikolayGallery.ru , тел. 8-911-9091499.