Учиться на художника пошла почти случайно, без знания русского языка другие профессии для нее были закрыты: «Напишешь что-нибудь, и ладно», - определила судьбу Веры Матюх ее мама Агнесса Францевна.
В 1931 году, после окончания Харьковского художественного института по мастерской Василия Ермилова, лидера украинского авангарда, Матюх приезжает в Ленинград. Ей повезло, она познакомилась с Павлом Кондратьевым и оказалась в круге художников – учеников Казимира Малевича и Павла Филонова.
В 1935 году она приходит в Экспериментальную литографскую мастерскую, недавно открытую при Союзе художников. Технику офорта Матюх постигает у Елизаветы Кругликовой, литографии – у Георгия Верейского и Николая Тырсы, последнему принадлежит заслуга освоения сложной технологии цветной литографии применительно к тиражному исполнению работ.
Расцвет литографской мастерской приходится на послевоенный период – конец 1950-х – 1960-е годы. Здесь бок о бок с Верой Матюх и ее сверстниками Гертой Неменовой, Александрой Латаш, Николаем Скуляри, Григорием Израилевичем и др. работали такие мастера, как Александр Ведерников, Борис Ермолаев, Анатолий Каплан.
Приехавший в 1960 году в Ленинград Эрик Эсторик, владелец лондонской Grosvenor Gallery, был настолько потрясен мастерством ленинградских художников-графиков, что уже в 1961 году организовал выставку «Lithographs by twenty-seven Soviet Artists» сначала в Лондоне, а затем в Нью-Йорке.
Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.
Тел. 570-52-23, 570-56-91.
NikolayGallery.ru , тел. 8-911-9091499.