Поиск

Цикл лекций «Традиции модернизма в России» в Русском музее

 

10 октября 2018 г. в 18.00 в Лектории Русского музея начинается цикл лекций Николая Кононихина «Традиции модернизма в России» (Абонемент №15).

Россия к последней трети ХIХ века, замкнувшись на социальном пафосе передвижников в борьбе с академизмом,  безнадежно, казалось бы, отстала от Запада в области современного искусства. Тем удивительнее – всего за пару десятилетий российские художники не только освоили новейшие течения, но и внесли весомый вклад в мировое искусство.

 

Сегодня трудно представить мировой экспрессионизм без «Синего всадника» Василия Кандинского и Алексея Явленского. Абстрактное искусство и супрематизм – без Кандинского и Малевича. Русский авангард в лице Ларионова, Гончаровой, Лентулова, Филонова, Бурлюка и др., стал самостоятельным явлением мирового масштаба. Заслугу этих достижении в тандеме с художниками по праву делят российские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов, чьи коллекции французского искусства стали катализаторами поисков для многих художников.

Цикл встреч-бесед посвящен тому, как крупнейшие стили современного искусства приживались на российской почве, где России приходилось догонять развитие мирового искусства, а где она – в лице своих художников Кандинского, Малевича, Бурлюка – выходила в лидеры. Традиции модернизма в России рассматриваются на примере крупных выставочных проектов Государственного Русского музея. 

Программа цикла:

10 октября в 18.00. Русский импрессионизм (выставка «Русский импрессионизм» (Русский музей, 2000)).

Импрессионизму в России повезло меньше всего, если сравнивать с кубизмом, экспрессионизмом и фовизмом. Товарищество передвижников столь усердно боролось с академизмом, утверждая социальную тематику и «иллюстративность» в изобразительном искусстве, что само к концу ХIХ века стало чуть ли не символом застоя и консерватизма. Свежие полотна Серова, Коровина, Врубеля, регулярно приобретаемые Павлом Третьяковым, а также полотна самих французов, которых русская публика с начала ХХ века могла видеть как на выставках, так и в особняках Сергея Щукина и Ивана Морозова – лишь отчасти помогли импрессионизму. Второй вал кубизма и фовизма, пришедший с Запада и получивший в России название кубофутуризм, вмиг сделал сам импрессионизм устаревшим искусством. (подробнее --->)

 

24 октября в 18.00. Кубофутуризм в России: кубизм или футуризм? (выставка «Давид Бурлюк» (Русский музей, 1995)).

Как следует из самого названия, кубофутуризм в России, казалось бы, нужно трактовать как симбиоз французского кубизма и итальянского футуризма. Новейшие образцы кубизма Пикассо и Брака русские художники могли видеть еще «сырыми» в особняке Сергея Щукина, открытом для публичного посещения. А основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти сам посетил Москву, чтобы из первых рук передать идеи искусства будущего своим российским последователям. И вернулся в Италию «не солоно хлебавши»… Разногласия у него вышли с российскими «последователями», которые почему-то называли себя «будетлянами». (подробнее --->)

 

7 ноября в 18.00. Российские корни экспрессионизма (выставка «Василий Кандинский» (Русский музей, 2017)). 

Первенство Василия Кандинского в открытии абстрактного искусства как-то заслонило не менее, если не более важное его значение как основоположника немецкого экспрессионизма (почти одновременно с дрезденской группой «Мост»). В начале 1900-х в Мюнхене пересеклись пути Василия Кандинского, Габриэль Мюнтер, Алексея Явленского и Варвары Веревкиной. Маленький городок Мурнау, где в 1909 году трое русских и одна немка столь яростно писали пейзажи, используя зверские сочетания синего, желтого и черного, стал родиной экспрессионизма (по крайней мере, не меньше Дрездена). (подробнее --->)

       

 21 ноября в 18.00. Абстракция в России (выставка «Абстракция в России: ХХ век» (Русский музей, 2001)). 

Пикассо и Матисс вплотную подошли к абстрактному искусству, но от последнего шага в беспредметность все же удержались. Первым порвал связь с предметным миром Василий Кандинский в «Первой абстрактной акварели», датированной, по разным оценкам, 1910 или 1913 годами. Его открытие стало закономерным результатом движения от экспрессивных импрессий и импровизаций, еще сохранявших связь с натурными импульсами от окружающей действительности, к полностью беспредметным композициям. (подробнее --->)

         

6 декабря в 18.00. Экскурсия «Модернизм в залах Русского музея»

Встречи будут проходить в Малом зале Лектория (бывшей Адъютантской Павла I).

Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.

Тел. 570-52-23, 570-56-91.