Сложно и драматично складывались отношения импрессионизма с советской властью. Гонения импрессионизма как правого искусства со стороны авангарда в годы военного коммунизма сменились затем обвинениями в левизне, формализме и космополитизме со стороны соцреализма. Особенно остро этот конфликт проявился после войны, и тому было несколько причин.
Главное – дух Победы и Свободы, с которым с фронта вернулись художники, искусствоведы, музейные работники. Пройдя ужасы войны, блокады, эвакуации, и дойдя с победой до Берлина, Вены, Парижа, они были уверены, что со старой несвободой покончено, теперь будет другая жизнь, более свободная, более творческая.
«Мы входим с таким победоносным размахом в Европу, - говорил 11 февраля 1945 г. Николай Пунин, - придет день, когда мы должны будем показать не только нашу технику, но и нашу культуру, и наше искусство». В 1944 году, сразу после возвращения из эвакуации, он вступает в Союз художников (спустя 12 лет после его образования!), чтобы иметь возможность более активно воздействовать изнутри на художественный процесс. И воздействует! 13 апреля 1945 г. на собрании художников Ленинграда Н.Пунин вступает в открытое противостояние с диктатурой В.А.Серова, тогдашнего председателя ЛОСХ: «у нас всех впечатление такое, что с Ленинграда блокада снята, а с ЛОСХа она не снята». |
|
Николай Пунин |
Эрмитаж открывается после войны новой экспозицией импрессионистов. «Скорее приезжайте в Ленинград,- пишет Павел Кондратьев – Вере Матюх в Москву 24 февраля 1946 г. - Сегодня был в Эрмитаже, здесь совершенно новые потрясающие Сезанны, Мане, Боннар, Домье, Курбэ и многие другие».
В Москве в Музее изобразительных искусств им.Пушкина выставлены картины из Дрезденской галереи. Иван Годлевский достает пропуска, и они с А.А.Осмеркиным два дня подряд ходят смотреть западные шедевры. «Радость Осмеркина описать нет слов, - рассказывает Годлевский. - Весь вечер в воспоминаниях об увиденном… Снова и снова мыслями и ощущениями в залах музея».
В Третьяковской галерее Абрам Эфрос делает доклад "Судьбы дореволюционных художественных течений в советской живописи", в котором всю советскую живопись выводит из импрессионизма. Эфрос говорил о "русском импрессионизме" как о "самом крупном из предреволюционных русских течений, которое не убыло, не исчезло, а широко сохранилось в советской живописи в разных оттенках и тенденциях".
В Ленинграде об импрессионизме говорит Николай Пунин. 13 апреля 1946 года он делает доклад в ЛОСХе «Импрессионизм и проблемы картины». В нем он доказывает, что импрессионисты разрушили старый канон построения картины, предложив взамен новую систему, и что эта система на сегодняшний день является последним и высшим словом в искусстве живописи, а потому должна быть взята за основу и образец советскими художниками.
Острые выступления Н.Пунина не остаются незамеченными и рождают оптимизм и соучастие у художников. «Очень интересная лекция Пунина «Импрессионизм и проблема картины», - пишет 13 апреля 1946 года Павел Кондратьев в письме Вере Матюх. - Он очень много и правильно сказал то, что долгое время, вероятно, считал невозможным говорить. Воображаю, как на него накинутся наши зубры вроде Серова. И главное, показал такие репродукции, что можно обалдеть».
И эти «зубры» не дремлют. В.Серов готовит донос. «Осенью 1946-го, - расскажет от позже следователю, - в Союзе художников Пунин сказал: «хочет или не хочет наше правительство, но нашему искусству придется отчитываться перед современным западноевропейским искусством»». В протоколе допроса следователь также запишет: «Пунин Н.Н. читал доклад на тему: «Импрессионизм и картина» и здесь же утверждал: «Советское искусство отсталое искусство, а современное западноевропейское искусство, как, например, искусство Пикассо, а также искусство Западной Европы начала 20-го века, как искусство Сезанна и Ван Гога, является высшим достижением современной культуры». Как мне помнится, тогда же Пунин говорил, что он не понимает, что такое соцреализм, т.к. это, мол, неопределенное понятие»». | |
Дело Пунина |
Приведенные выше образцы свободомыслия очень характерны для первых послевоенных лет, причем относятся они не только к искусству. Примерно также себя ощущали и вели многие и многие другие деятели культуры: поэты, писатели, редакторы журналов и даже некоторые их «кураторы» в ленинградских органах власти. Это было очень опасно для системы и требовало показательных мер. Поэтому импрессионизм в 1945-1946 гг. попал в передел гораздо более крупный и серьезный, чем просто вопрос о стиле в искусстве. Необходимость подавления ленинградской свободы совпало также с разборкой кланов Жданова (Ленинград) и Маленкова (Москва). Карательная операция началась 14 августа 1946 года Постановлением ЦК ВКП(б) № 274 о журналах «Звезда» и «Ленинград», а закончилась 15 февраля 1949 года Постановлением политбюро ЦК ВКП(б) «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) т. Кузнецова А. А. и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) тт. Родионова М. И. и Попкова П. С.». В 1950 году по «ленинградскому делу» было расстреляно 26 ленинградских руководителей, всего осуждено было 214 человек.
По отношению к художникам власть разворачивает борьбу с «формализмом» и «космополитизмом» в искусстве. 9 октября 1946 г. Пунина освобождают от должности заведующего кафедрой западноевропейского искусства в Институте им. И. Е. Репина. (Через год в августе 1947 г. освобожден от должности А.А.Осмеркин). 15 апреля 1949 года Пунина увольняют из Университета «как не обеспечившего идейно–политическое воспитание студенчества». Спустя четыре месяца он был арестован и осужден на 10 лет лагерей Особым Совещанием при МГБ. 21 августа 1953 года Пунин скончался в больнице лагеря для заключенных заполярного поселка Абезь под Воркутой.
Николай Кононихин, 19 сентября 2013 г.
Справа налево: Анна Каминская, Наталья Ватенина, Марина Кононихина |