Вера Матюх и скучные места, казалось бы, вещи несовместимые. Немка по рождению – Матюх родилась и 13 лет прожила в Берлине – она обладала неиссякаемой энергией и вкусом к жизни. Впервые печаль, тоска, сострадание – неизменные спутницы скуки – приходят в творчество Матюх в 1970-е годы. Уходящему поколению стариков, слому привычного уклада жизни посвящены серии «Мои ровесники», «Уходящее» с говорящим названием заглавной работы «Дом снесли». Художник внимательно, если не жадно и заинтересованно, наблюдает за новой молодежью, с сочувствием и сопереживанием относится к проблемам взросления. Ее серия «Легко ли быть молодым?» говорит сама за себя.
Годы перестройки, распада страны, слома старой экономики, зарождения рынка нашли отражение в пронзительно-печальных сериях работ «Рынок», «Ритмы улицы», «Наши мадонны». Ввалившиеся глазницы солдатских матерей с шевронами «Спаси-сохрани», согбенные фигуры женщин в очередях, тупая агрессия толпы, берущая приступом автобус, акция протеста, бомж, мимо которого равнодушно проходит молодежь, старики в вагонах метро, парочки на эскалаторах… Повторяющиеся изо дня в день, ставшие элементами быта эти сцены в своей монотонности теряют остроту и трагизм, становятся обычным делом, рождают привычку, скуку, и – сострадание. «"Ты конечен", - говорит вам время голосом скуки, - "и что ты ни делаешь, с моей точки зрения, тщетно"… Чем больше вы узнаете о собственной величине, тем смиреннее вы становитесь и сочувственней к себе подобным» («Похвала скуке», И.Бродский).
Николай Кононихин