Поиск

Выставка «Советский импрессионизм из коллекции Николая Кононихина» в галерее Матисс Клуба

 

21 сентября  2013 г. в 18-30 в галерее Матисс Клуба открывается выставка «Советский импрессионизм из коллекции Николая Кононихина». На выставке представлено более 60 живописных работ.

Советский импрессионизм как термин возник в конце ХХ века, когда Советский союз уже перестал существовать. Его ввел в оборот американец Верн Свэнсон, директор музея Изящных Искусств в г. Спрингвиль. Так Свэнсон определил музейную коллекцию советского искусства в основном послевоенного периода.

Сложно и драматично складывались отношения импрессионизма с советской властью. Гонения импрессионизма как правого искусства со стороны авангарда в годы военного коммунизма сменились затем обвинениями в левизне, формализме и космополитизме со стороны соцреализма.

 

Особенно остро этот конфликт проявился после войны.

Однако, несмотря на репрессии и запреты художники сознательно или бессознательно уже начинали мыслить категориями искусства, пришедшими из импрессионизма: цветом, линией, формой, пятном, а не только сюжетом и психологией лица.

«Выявление цветом формы в пространстве» - так определял свое отношение к искусству Александр Осмеркин (преподавал в Академии художеств в 1932-1947). У Осмеркина учились Евсей Моисеенко, Елена Скуинь, Глеб Савинов, Лев Орехов, Евгения Байкова, Сергей Осипов, Вера Любимова, Евгения Антипова, Виктор Тетерин, Иван Годлевский. «Так на берегах Невы начала расцветать мастерская Осмеркина, - говорит Борис Угаров, - и слово-понятие «цвет» приобрело с его приходом сильно ощутимый московский акцент».

«Бацилла подлинной живописи» из мастерской Осмеркина проникла в другие мастерские Академии художеств (И.Бродского, Б.Иогансона, В.Орешникова, И.Серебряного и др.), «поразила» еще не окрепшие умы учеников Средней художественной школы, позже она проникла в Союз художников.

Глеб Савинов. Вид с Соколовой горы. 1975.  

В 1950-е годы Академию заканчивает плеяда блестящих художников, среди них Вячеслав Загонек, Алексей Еремин, Борис Корнеев, Марина Козловская, Ирина Балдина, Леонид Байков.

По приглашению Еремина они едут писать этюды на Яндомозеро в Заонежье. Там, на Яндомозере с его старинной шатровой «варваринской» церковью как-то само собой сложилась своеобразная «заонежская коммуна» художников. Пробирались на резиновых лодках в глухие лесные озера, жили в палатке, охотились, ловили рыбу, снимали фильмы, а главное писали этюды. Суровая природа Русского Севера, один на один с которой оставались художники, очистила их восприятие от академических штампов и идеологических установок, и способствовала выявлению индивидуального пластического языка каждого.
Алексей Еремин. Берег в Кандалакше. 1958.  

Наиболее ярко стилистика импрессионизма нашла отражение в жанре пейзажа.

Подвижность, изменчивость, и мимолётность впечатлений, вибрация света и воздуха в сочетании с яркостью красок и сочностью мазков – все эти характерные признаки импрессионизма нашли отражения в пейзажах П.Ф.Альберти, В.А.Баженова, Я.А.Голубева, М.С.Давидсон, М.Б.Лавренко, Д.И.Маевского, Л.Н.Орехова, С.И.Осипова, А.Д.Романычева, Л.А.Русова, Г.А.Савинова, М.Е.Ткачева, Л.А.Ткаченко, Ю.Н.Тулина, П.Т.Фомина. Наиболее сильно пластика импрессионизма проявилась в пейзажах художников «заонежской коммуны» А.Г.Еремина, В.Ф.Загонека, Б.В.Корнеева, Л.П.Байкова, А.Б.Грушко, М.А.Козловской, И.М.Балдиной.
Всеволод Баженов. Зимняя сказка. 1957.  

Поиски прекрасного в обыденном нашли отражение в жанровых сценах, выхваченных стоп-кадром на улицах и скверах города, набережных южных курортов, просторах советской деревни.

Настроение праздника, дух оптимизма и приподнятого настроения трудовых будней передают работы Е.М.Костенко, М.С.Давидсон, А.Д.Романычева, Е.П.Скуинь, Л.А.Ткаченко, Ю.Н.Тулина.

Натюрморт всегда был наиболее камерным и сугубо личным жанром, он как нельзя лучше подходил для отражения частной жизни людей. Работа в «домашней лаборатории», поиски индивидуальной цвето-формы воспринимались художниками как молчаливый протест против соцреализма тематической картины. Импрессионизм в натюрморте представлен работами Е.В.Байковой, М.Копытцевой, М.Б.Лавренко, Л.Н.Орехова, Л.А.Русова, Е.П.Скуинь, А.А.Левитина, В.А.Любимовой, Л.А.Ткаченко и др.

Майя Копытцева. Подснежники. 1997.  

Парадным постановочным портретам в богатых интерьерах советский импрессионизм противопоставил живые, схваченные одним мгновением портреты-кадры.

Это портреты близких людей (Ю.Н.Тулин «Катя маленькая» (1953), И.М.Балдина «Портрет А.М.Балдина» (1953)), друзей-художников (Л.А.Ткаченко «Этюд художника Б.Д.Харченко» (1955), А.Д.Романычев «Портрет Н.П.Медовикова» (1977)), или случайных людей и прохожих (Е.М.Костенко «Этюд к портрету почтальона» (1954), Н.П.Нератова «Мальчик» (1953)). Много этюдных портретов художники делали также тогда, когда готовили материал для больших картин. Но и в них преобладает не столько «психология лица», сколько живое, непосредственное впечатление от увиденного (Ю.Н.Тулин «Старик» (1956), А.Г.Еремин «Рыбачка» (1960), С.И. Осипов «Девочка в сарафанчике» (1958)).

Выставка продлится до 18 октября по адресу: Санкт-Петербург, Никольская пл., 6.

Юрий Тулин. Катя маленькая. 1953.