|
В галерее Матисс Клуба 21 мая 2013 г. открылась выставка Владимира Жукова, посвященная 80-летию мастера. Экспозицию выставки составили более 40 живописных и скульптурных работ из мастерской художника и частной коллекции. Основное внимание кураторы выставки Юлия Бородина и Николай Кононихин уделили наиболее яркому и плодотворному периоду творчества Владимира Жукова - 1980 - 1990-е гг. - когда были созданы блестящие циклы абстрактных Композиций, Интерьеры, Иконы и Лики. Они составили уникальное, неповторимое лицо художника и вошли в собрание Русского музея.
|
Владимир Жуков родился в 1933 г. и получил фундаментальное художественное образование в Академии художеств (мастерская Е.Моисеенко), но становление его как художника-живописца шло через постоянное преодоление канонов академизма.
|
В совершенстве владея техникой, Жуков стремился уйти от натуралистического изображения предметного мира, сосредоточив все внимание на передаче идеи, переживания, ассоциаций.
Художник свое творческое кредо формулирует следующим образом: «Перестройка видения от иллюзорно-предметного к пространственно-пластическому через распредмечивание».
Эти искания приводят Жукова в т. н. «Круг Кондратьева»: в 1967-м он знакомится с художником Павлом Кондратьевым, учеником Казимира Малевича и Павла Филонова. Данный период становится наиболее плодотворным для Жукова-живописца, работы, созданные под влиянием петербургской неакадемической школы, и, непосредственно, общения с Павлом Кондратьевым можно назвать вершиной творческих исканий мастера.
Формируется характерный живописно-пластический язык автора: абстрагирование от натуры, высокая степень обобщения, плоскостность, отсутствие перспективы. Характерен и колорит, чаще всего — приглушенный, сумрачный. В нем, как правило, доминируют серовато-сизые, охристо-коричневые, кирпично-красные тона.
|
Владимир Жуков. Коридор. 1980. |
|
Пристальный интерес к древнерусской живописи, пластический анализ иконы нашли свое воплощение в наиболее известном цикле работ этих лет — серии «живописных икон»: «Икона», «Икона I», «Большой лик» и др.(1980-е — 1990-е).
|
Ещё одна характерная черта творчества Владимира Жукова — «пристрастие художника ко всему рукотворному, созданному непосредственно человеком из природных материалов: бревенчатым стенам, избам, заборам, кирпичной печной кладке, простейшим вещам домашнего обихода». Питаемые образами родной провинции, эти живописные композиции часто соединяют в себе традиции русского авангарда начала XX века, декоративность и красочность древнерусского искусства и собственные пластические и сюжетные искания автора (работы «Швея», «Птица детства», «Дом с голубыми ставнями» и др.). |
Владимир Жуков. Композиция. 1980. |
|
|
Отдельная глава творчества Владимира Жукова — т. н. «Баклуши»— вырубленные из дерева и расписанные вручную скульптуры. По словам художника, «процесс раскрашивания растягивался на месяцы и годы. Превращение простых поленьев, чурок и кубарей в живописные объемы становилось иногда делом таким же сложным, как написание картины. Случалось порой так, что роспись с объема переходила на плоскость холста». Объединение живописных объемов баклуш с живописью на плоскости — также стало одним из отличительных мотивов творчества Владимира Жукова (работы «Зимние гулянья», «Встреча», «Катерина» и др.). |
Владимир Жуков. Окно мастерской. 1983. |
|
|
Работы Владимира Жукова находятся в следующих коллекциях:
- Музей Академии Художеств, Санкт-Петербург - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург - Ярославский художественный музей - Архангельский художественный музей - Галерея «Восток», Нанкин, Китай
Кураторы проекта: Николай Кононихин, Юлия Бородина
Выставка продлится до 14 июня.
Галерея Матисс Клуба, Санкт-Петербург, Никольская площадь, 6, тел. 572-56-70, 904-35-84.
|
Владимир Жуков. Икона II. 1995. |
|
Фоторепортаж с выставки Николая Симоновского ->
Подробнее о творчестве Владимира Жукова см.также:
ЖУКОВ Владимир Васильевич (р. 1933)
Владимир Жуков. Клеймо «авангардиста»
Николай Кононихин. Разговор с Владимиром Жуковым (интервью с художником).
Николай Кононихин. Владимир Жуков: иконописец ХХI века (к 80-летию со дня рождения художника)