Поиск

Выставка Виталия Тюленева «Во сне и наяву» в МИСП

 

16 января 2018 г. в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков открылась юбилейная выставка петербургского живописца Виталия Тюленева (1937-1997) «Во сне и наяву», приуроченная к 80-летию художника.

 

Наследие Виталия Тюленева являет собой яркую страницу отечественного искусства второй половины ХХ века. Вступив на творческий путь в период «хрущевской оттепели», подарившей художникам некоторую свободу самовыражения, Виталий Иванович заявил о себе яркими новациями. Он создал собственную систему изобразительного видения, которая основывалась, главным образом, на иносказании, метафоре, гиперболе.

Выставка «Во сне и наяву» демонстрирует работы, относящиеся к разным периодам творчества художника, в них отразилась наша действительность со всеми ее сложностями и противоречиями. Образы России, Матери, Детства, Природы, Революции волновали Тюленева на протяжении всей жизни. Он посвящал им свои картины, апеллируя к фантазии смотрящего. Его произведения очень необычны, с многоплановым содержанием, сюжетами, пробуждающими сложные ассоциативные переживания.

Виталий Иванович любил играть со зрителем, сбивать его с толку, меняя местами верх и низ, небо и землю, реальность и ирреальность. На живописных холстах Тюленева рыбы парят в небесной синеве, петухи пляшут на красных коровах, девушки играют с молочными облаками, а вождь революции, Владимир Ильич Ленин, беседует с Ангелом Пустыни, пророком Иоанном Предтечей.

Картины сказочно-мифологического характера соседствуют с произведениями трагического звучания, созданными в период перестройки. Тюленев глубоко переживал распад страны, крушение социалистических идеалов, в которые искренне верил. Теперь в его творчестве самыми актуальными темами становятся попрание прежних ценностей и осуждение «новых хозяев жизни».

Виталий Иванович прожил не простую жизнь, в которой были и гонения (увольнение из Академии художеств за формализм) и признание, принадлежность к группе «Одиннадцать», сообществу молодых художников-единомышленников, оставившему неизгладимый след в истории ленинградского искусства, — было все, кроме забвения.

И эта юбилейная выставка ставит своей целью не дать забыть имя одного из интереснейших и уникальных художников XX века, познакомить с его творчеством широкую публику.

На выставке представлено около пятидесяти живописных работ Тюленева, в том числе, такие известные как: «Аве Мария» (1991), «Светлой памяти кобылы Римки» (1991), «Разговор с матерью» (1991), «Осень» (1995), «Белая ночь» (1993).

Подробнее о творчестве Виталия Тюленева см. Николай Кононихин. Трагический романтизм Виталия Тюленева.