Поиск

 

Леонид Ткаченко ПУТЬ Леонида Ткаченко – именно так художник озаглавил книгу воспоминаний (Леонид Ткаченко. Путь, Санкт-Петербург, 1998) – можно было бы определить как вектор от соцреализма до абстрактного экспрессионизма. Окончив в 1950 году Харьковский художественный институт, Ткаченко приезжает в Ленинград для поступления в аспирантуру. Но вместо аспирантуры попадает в гущу событий недолгой хрущевской «оттепели». В 1955 году на собраниях в Союзе художников Ткаченко вместе с Я.Пастернаком, В.Волковым, Е.Ковтуном и Б.Калаушиным отстаивает свободу творчества и право художника на гарантированное авансирование (т.е. на зарплату)...

Подробнее... : Путь Леонида Ткаченко

 

Ростислав Вовкушевский (1917-2000)

Когда-то Григорий Израилевич в своих воспоминаниях так охарактеризовал своего друга-художника: «Вовкушевский Ростислав Иванович – известный ленинградский живописец – постимпрессионист. Был самым знаменитым студентом Академии художеств, так как учился 10 лет, причем почти на всех факультетах, и был прекрасным спортсменом во многих видах спорта, сохранил чувство юмора до преклонного возраста» (Израилевич-1998).

Эта, действительно, наиболее точная и образная характеристика требует лишь нескольких уточнений...

Подробнее... : Постимпрессионист Ростислав Вовкушевский

 

Картины Алексея Еремина (1919-1998) впервые я увидел в 1996 году в его мастерской в Доме на Песочной набережной. Они поразили меня яркостью красок и сочной экспрессией длинных волнистых линий – ими были наполнены не только работы узбекского цикла (для которых экспресси я цвета была вполне уместной), но, что самое удивительное, многочисленные пейзажи Русского Севера – Заонежья, откуда художник был родом. «Вот он – Ван-Гог Русского Севера», - подумал я. Эта спонтанная мысль даже удивила меня тогда, потому что ни атмосфера пост-советской мастерской (с большой незаконченной картиной «Степан Разин»), ни образ самого художника (крепкий коренастый мужчина с глубоким, чуть лукавым взглядом), никак не располагали к такому сравнению.

 

Подробнее... : Суровая красота Алексея Еремина

 

Иван Иванович Годлевский (1908-1998) Я познакомился с художником Иваном Ивановичем Годлевским (1908-1998) и его женой Верой Дмитриевной Любимовой в 1997 году в мастерской художника на канале Грибоедова в Санкт-Петербурге. Я готовил тогда выставку «Памяти учителя», посвященную ученикам Александра Александровича Осмеркина (1892-1953), и эта тема неизбежно вывела меня на Годлевского – одного из наиболее талантливых и любимых учеников Осмеркина. По рекомендации Евгении Байковой и Ольги Богаевской я был принят Годлевским и его супругой. Помню, меня поразили тогда две вещи: яркие, не по-советски модернистские работы художника (датированные, кстати, 1950-1960-ми годами) и сам художник, не по-советски открытый и улыбчивый старик (89-ти лет!) в модной артистической куртке и ярком шарфе.

 

Подробнее... : Гармония цвета Ивана Годлевского (к...
Виталий Тюленев

Говорить о творчестве Виталия Тюленева просто. Художественный  язык его картин настолько индивидуален («изобразительными стихами» называл их автор), а сами работы столь хорошо узнаваемы, что, казалось бы, и нет нужды объяснять, что это за явление «Виталий Тюленев». Тем более что сам художник, по-видимому, предвидя наши вопросы, еще при жизни четко сформулировал свою творческую позицию: «… у меня все время переплетаются несколько разных, но постоянных тем, ни одну из которых я не бросаю.

Лирическая (изобразительные стихи, ностальгия, поэтическая реальность).

Социально-общественная (жизнь и вымирание русской провинции, деревень, современная ломка судеб людских).

Романтическая (путешествия, героика, революционный романтизм, сейчас – трагический романтизм).

Трагическая (крутые смены социальных ориентиров общества, крушение идей и идеалов, в том числе и собственных, возрастание переоценки жизненного опыта)…


Подробнее... : Трагический романтизм Виталия Тюленева