Поиск

Две любви Михаила Скуляри

 

26 июня день рождения художника Михаила Скуляри (1905–1985).

Родился Михаил Скуляри в Одессе в семье горного инженера Николая Михайловича Скуляри, выпускника Санкт-Петербургского горного института. По материнской линии внук генерала, барона фон Экк. То ли смешение греческой и немецкой кровей, то ли сочетание технического склада мышления отца и классического образования со стороны матери, - только судьба уготовила Михаилу Скуляри две любви и страсти в жизни: дизельные двигатели и современное искусство.


Склонность к рисованию проявилась в детстве, когда семья жила в Самаре (1917-1920), где будущий художник стал посещать детскую художественную студию. Затем в Иркутске (1920-1924), куда семья перебралась в тяжелые годы гражданской войны, Михаил Скуляри поступает учиться в Государственную художественную студию-мастерскую И.Л. Копылова, известного сибирского художника и педагога. После приезда в Ленинград Михаил Скуляри поступает на факультет монументальной живописи в Ленинградский ВХУТЕИН (1926–1930), где учился у К.Петрова-Водкина, А.И. Савинова, А.Е. Карева, А.Рылова, П.Шиллинговского и Д.Киплика. Посещает занятия в мастерской П.Н. Филонова (1925-1926).

Все, казалось бы, ясно - традиционный для художника путь в искусство. Но именно тут, по-видимому, дала о себе знать греческая кровь отца-инженера. После окончания Академии художеств в 1930 г. Михаил Скуляри идет работать в КБ завода «Большевик» как инженер-конструктор по созданию дизельных двигателей.

История умалчивает, получил ли Скуляри хоть какое-нибудь специальное образование в области конструирования двигателей, а также когда и где именно это произошло. Трудно представить, чтобы самородок-самоучка сразу после прихода на завод «Большевик», уже в ноябре 1930 г. изобрел «авиационный двигатель внутреннего горения с противоположнодвижущимися поршнями»   (заявка на авторское свидетельство № 79056 от 18 ноября 1930 года). А через несколько лет стал соавтором научного труда «Двигатели внутреннего сгорания» (Авторы Ахун Б. Н., Скуляри М. Н. Под редакцией Кеймах Я. И. Москва МАШГИЗ. 1945г.).

Михаил Скуляри. В зимнем бассейне. 1963.  

Мало вероятно также, чтобы в годы войны простого художника вместо фронта направили бы конструктором на шахту Кузбасского комбината в г. Анжеро-Судженск. Затем — в НИИ дизельных двигателей под Москву, затем в Коломну для проектирования оборудования для нужд фронта. Наконец, уже после войны, 20 лет работы конструктором в НИИ Ленинграда тоже говорят о многом. В том числе, о призвании Скуляри, а не просто способе зарабатывать деньги.

А как же искусство? Параллельно с конструктором двигателей в Скуляри, как будто, живет еще один человек – художник. И не просто живет, а активно действует.

Итак, в 1930 году Михаил Скуляри заканчивает Академию художеств. В 1934 году приходит в Горком художников-графиков союза Рабис, через который получает заказы на иллюстрирование научных изданий, в том числе, для института растениеводства. Во время выполнения одного из этих заказов Скуляри оказался в Душанбе, где его застает война.

Михаил Скуляри. На пляже. 1959.  

После возвращения в Ленинград в декабре 1945 года некоторое время Скуляри работает заведующим Художественной мастерской Военно-медицинского музея Красной Армии.

В 1946 году вступает в члены Союза художников, а с 1947 года участвует в городских, республиканских, всесоюзных выставках.

В 1946 году Михал Скуляри приходит в знаменитую ныне Литографскую мастерскую при Ленинградском Союзе художников. Организованная в 1933 году, в том числе, благодаря усилиям Алянского и Г.С.Верейского, литографская мастерская на ул.Герцена, 38 на долгие годы стала символом поисков и экспериментов художников в области формы и цвета, и, как следствие, прибежищем для тех, кому было тесно в рамках официального соцреализма.

После войны в Литографской мастерской работали такие прославленные мастера ленинградской графики как А.С.Ведерников, Г.С.Верейский, В.А.Власов, Ю.А.Васнецов, Б.Н.Ермолаев, Г.М.Неменова, В.Ф. Матюх, В.И.Курдов, А.Л.Каплан, М.И.Кукс, А.Н.Якобсон и другие. Вот в какую компанию попал Михал Скуляри  (М.И.Кукса и А.Н.Якобсон Скуляри хорошо знал по учебе в Иркутске). Это был не просто коллектив мастеров – ярких индивидуальностей с хорошо узнаваемым почерком - это была общность людей, близких друг другу по системе художественных взглядов и нравственных ценностей.

Михаил Скуляри. Декоративный натюрморт. 1959.  

К этим годам относится Портрет Михаила Скуляри (1948) работы художника Николая Кустова, который учился в мастерской Александра Осмеркина в ленинградской Академии художеств.

К концу 1940-х – началу 1950-х годов относятся первые цветные литографии Скуляри, которые он делает по впечатлениям от увиденного в Институте имени Лесгафта: «Тренировка» (1948), «Экзамен» (1954). Тема спорта, весьма популярная в годы воспитания нового советского человека «в здоровом теле – здоровый дух», становится одной из любимых в творчестве Скуляри. В конце 1950-х – начале 1960-х годов он создает блестящую серию «Пловцов»: «Пловцы» (1959), «Перед соревнованиями по плаванью» (1961) и наиболее сильные по лаконизму и монументальности форм – «В зимнем бассейне» (1963) и «Зимний бассейн. После тренировки» (1963).

Не обошел Скуляри и традиционных для художников пейзажей Гурзуфа и Ленинграда (особенно, в период белых ночей), в которых иногда заметно влияние А.С.Ведерникова: «Гурзуфская пристань» (1954) и «Яхт-клуб. Ночь» (1959). Но и здесь есть свои «жемчужины», например, «На пляже» (1959), где точно подмеченные характеры и атрибуты времени сочетаются с профессионализмом и тонким юмором художника.

Михаил Скуляри. Зимний бассейн. После тренировки. 1963.  

В 1960 – 1970-е годы Скуляри создает много разнообразных и фантазийных декоративных натюрмортов, прибегая часто к деформации форм («Натюрморт со статуэткой», (1970), «Большой цветок» (1974)), а то и просто к кубистическим конструкциям («Декоративный натюрморт» (1959)). В них отразился свойственный времени интерес к французскому искусству. В этой же стилистике выполнен «Праздничный натюрморт» (1971), где Скуляри отходит от техники цветной литографии и использует гуашь (см., например, выставку в Русском музее, где были представлены несколько работ маслом и гуаши).

Николай Кононихин, 26 июня 2013 г