Поиск

Постимпрессионист Ростислав Вовкушевский

 

Ростислав Вовкушевский (1917-2000)

Когда-то Григорий Израилевич в своих воспоминаниях так охарактеризовал своего друга-художника: «Вовкушевский Ростислав Иванович – известный ленинградский живописец – постимпрессионист. Был самым знаменитым студентом Академии художеств, так как учился 10 лет, причем почти на всех факультетах, и был прекрасным спортсменом во многих видах спорта, сохранил чувство юмора до преклонного возраста» (Израилевич-1998).

Эта, действительно, наиболее точная и образная характеристика требует лишь нескольких уточнений...

Ростислав Вовкушевский (1917-2000) поступил в Академию художеств (ЛИЖСА имени И. Е. Репина) в 1936 году, а закончил в 1949 году. Из тринадцати лет следует исключить годы войны, когда Вовкушевский служил в артиллерии, но и после этого остается девять лет. Дело в том, что сначала Вовкушевский поступил на архитектурный факультет, но вскоре увлекся графикой и стал ходить на занятия к Ивану Билибину и Константину Рудакову, а через год и вовсе перевелся в графическую мастерскую Павла Шиллинговского. А еще через год – в театральную мастерскую… Не случись война, он, наверное, так и закончил бы институт по театральной мастерской.

Ростислав Вовкушевский. Старый Новгород. 1979.

Но после войны боевому артиллерийскому офицеру были открыты все двери, и он продолжил обучение уже на живописном факультете, который закончил в 1949 году по живописной мастерской Виктора Орешникова (дипломная работа «Советские альпинисты»). В годы учебы Вовкушевский был капитаном баскетбольной команды, занимался в секции альпинизма и совершил не одно восхождение в горы, в том числе на Эльбрус (получив при этом звание инструктора по альпинизму).

Однако картина мятежной юности Ростислава Вовкушевского была бы не полной без одной детали: до Академии художеств он проучился два года в Ленинградском индустриальном институте, который оставил ради того, чтобы стать художником.

Все эти детали и подробности потребовались для того, чтобы лучше понять неспокойный, мятущийся, склонный к романтике, приключениям и даже авантюрам и эпатажу характер будущего художника. Он не может просто жениться, ему непременно нужно украсть избранницу (замечу, задолго до выхода «Кавказской пленницы»).

Ростислав Вовкушевский. Старый Новгород. 1979.  

«Они бежали на Кавказ… - рассказывает семейную легенду дочь художника Леда Вовкушевская. – Витая в облаках, заплутали в горах и едва не погибли… Меж тем предпосылок для побега не было решительно никаких. Молодые люди, знакомые около года, чинно ходили друг к другу в гости, и все плавно шло к законному браку. Однако идея сразу, без штампов, загсов и прочей чепухи отправиться в свадебное путешествие, оказалась привлекательней соблюдения приличий» (Вовкушевский-2006).

Ростислав Вовкушевский. Натюрморт с черной бутылкой. 1989. Смерть Сталина Вовкушевский встретил в Училище имени В.И.Мухиной, где проработал 10 лет (1949-1959) преподавателем монументальной живописи (там же работали тогда Иван Годлевский, Сергей Осипов, Елена Скуинь). Эти годы стали переломными и для страны, и для становления Вовкушевского как художника и человека. ХХ съезд партии, разоблачение культа личности и недолгая хрущевская «оттепель» привели в движение молодых, талантливых и неудовлетворенных соцреализмом художников и искусствоведов (Владимир Волков, Борис Калаушин, Леонид Ткаченко, Владимир Жуков, Яков Пастернак, Евгений Ковтун) – недавних сокурсников Ростислава Вовкушевского. Они требовали свободы творчества и отмены запретов и цензуры. На третьем этаже Эрмитажа открыли французов… В Союзе художников разгорались нешуточные баталии, художники требовали гарантированного авансирования, возможности свободно продавать свои картины…
Ростислав Вовкушевский. Натюрморт с черной бутылкой. 1989.  

Леда Вовкушевская вспоминает: «Я родилась, а Сталин умер. И настала эпоха процветания. Жизнь улыбалась живописцам… Потреблялись скромные авторские натюрморты и пейзажи с реалистичными красотами средней полосы России... Говоря современным языком, ажиотажный спрос был таков, что живописцы едва успевали творить «задней левой». Работали бригадами, мастера и подмастерья. Отец принципиально работал в гордом одиночестве и писал только натюрморты с сиренью (кажется, а-ля Кончаловский). Сирень на холстах раскрашивалась в разные цвета и расходилась, как горячие пирожки» (Вовкушевский-2006).

Ростислав Вовкушевский. Девушка в саду. 1989.

Думаю, именно в конце 1950-х годов у Вовкушеского сформировался стиль жизни «свободного художника», привыкшего рассчитывать на себя и свои силы и не зависеть от официальных заказов советской системы. Он увольняется из Училища имени В.И.Мухиной, покупает новенький москвич, меняет комнату в коммунальной квартире на мастерскую в доме Куинджи на Васильевском острове и полностью отдается творчеству. Все знавшие в те годы Вовкушевского отмечают всплеск творческой активности и по-французски богемный образ жизни художника. Мастерская в доме Куинджи поражала огромными окнами во всю стену с видом на Неву, настоящим камином и коллекцией экзотических винных бутылок (они потом заполнили многие натюрморты художника), радушием и хлебосольством хозяина (часто в буквальном смысле - Вовкушевский любил селедочку с картошечкой).

«Вовкушевскому, - вспоминает Владимир Прошкин, - в какой-то степени был свойственен эпатаж. Он выделялся своим внешним видом, любил носить бриджи или брюки, заправленные в шнурованные сапоги, любил клетчатую одежду, у него была необычная кепка, он всегда носил ее набекрень. Всегда курил трубку, был заядлым курильщиком, хорошо разбирался в сортах табака. Вообще он был эстетом, любил хорошие вина» (Вовкушевский-2006).

 

Ростислав Вовкушевский. Девушка в саду. 1989.  

Нужно заметить, что такой «богемный» образ жизни Вовкушевского сильно отличался не только внешне, но и по существу от большинства ленинградских художников - членов Союза художников, которые, имея 2-3 официальных заказа в год на революционно-производственную тематику, могли годами и десятилетиями работать «в стол». Вернее – заполнять картинами  стены и стеллажи исключительно для  будущих персональных выставок к своему 80-летию (часто - посмертно). Вовкушевский всегда был «в рынке», как сейчас сказали бы. После ухода из мухинского училища он нигде официально не работал (благо, статус члена  Союза художников это позволял), писал картины и продавал их, часто через Лавку художников на Невском, 8. Жизнь не всегда была безоблачной – ведь картины не относятся к предметам первой необходимости. Бывало, что полная чаша легких денег сменялась периодами безденежья - тогда художник был вынужден брать заказы по оформлению интерьеров гостиниц, ресторанов и даже рынков – это давало деньги, чтобы прокормить семью.

Ростислав Вовкушевский. Натюрморт с кофемолкой. 1991. В 1960-1970-е годы формируется индивидуальный стиль Вовкушевского. Впечатления от французского искусства (еще до войны Вовкушевского покорили К.Моне, П.Бонар, А.Дерен, А.Матисс, Ван Гог) и русского авангарда (в первую очередь художников «Бубнового валета» П.Кончаловского, И.Машкова, А.Осмеркина) трансформировались с годами в оригинальный, хорошо узнаваемый почерк художника. Композиция всегда прочно построена, монументальна, центр четко определен доминирующим объектом (особенно в портретах и натюрмортах), который заполняет собой большую часть холста. Изображение плоскостное, как правило, без перспективы и свето-воздушной среды. Цветовое решение всегда яркое, декоративное, построенное на сочетании теплых и холодных тонов, сбалансированных обычно множеством дополнительных цветов и оттенков. Часто художник использует контурную линию – плавную в портретах и пейзажах, и жесткую, угловатую в натюрмортах. Стиль письма к 1980-м годам становится еще более легким, в одно касание, иногда оставляя не закрашенные участки грунтованного холста - воздуха.
Ростислав Вовкушевский. Натюрморт с кофемолкой. 1991.  

К лучшим работам этого периода относятся «Старый Новгород» (1979), «Девушка в саду» (1989), «Натюрморт с черной бутылкой» (1989), «Натюрморт с кофемолкой» (1991).

Почти всегда картины Вовкушевского вызывают ощущение чего-то очень знакомого, родного, когда-то уже увиденного и любимого долгие годы (речь идет о французском искусстве). Однако прямых цитат в работах Вовкушевского практически нет, за исключением разве что посвящений Ван Гогу («Посвящение Ван Гогу», «Подсолнух», «Цитируя Ван Гога», «Портрет поэта Лаврова»). Неиссякаемая фантазия, искренняя любовь к «французам», чувство гармонии, стиля и крепкая рука мастера – всегда помогают художнику найти свой сюжет, свою композицию, свое цветовое решение, удерживая от прямого подражательства и цитат.

Ростислав Вовкушевский на Персональной выставке (1995) перед картиной "Девушка в саду".

«В творческом плане, - считает Александр Боровский, - Вовкушевский сложился как художник в период и в условиях «оттепели», более того, он в среде ленинградских художников своего времени, пожалуй, более открыто обратился к французской живописной традиции, прежде всего к опыту постимпрессионизма… Его творческая жизнь протекала в режиме нечастых выставок, уважения в сравнительно узких профессиональных кругах… Вовкушевский не примыкал ни к официозу, ни к андеграунду» (Вовкушевский-2006).

Рыночная закалка советских времен пригодилась, когда пришла перестройка и система госзаказов рухнула вместе с Советским Союзом. Тогда многие художники, сидевшие на игле госзаказов, оказались беспомощными перед рынком и реально бедствовали. Спасительными для советских художников стали аукционы Друо во Франции, которые, начиная с середины 1980-х годов, регулярно сокращали количество картины на стеллажах мастерских. «Французистая» живопись Ростислава Вовкушевского (как и Ивана Годлевского) оказалась очень кстати, и его «кофемолки» и «черные бутылки» стали частыми гостями Друо.

В те же годы в Петербурге стали появляться коллекционеры и западные арт-дилеры. Последних, правда, больше интересовало неофициальное искусство, и они тянулись в коммуну художников на Пушкинскую-10, где также часто бывал Ростислав Вовкушевский.

Ростислав Вовкушевский на Персональной выставке (1995) перед картиной "Девушка в саду".  

 

В 1990-е он вместе со своим другом художником Григорием Израилевичем участвует в выставках Общества «Аполлон», созданного Борисом Калаушиным и Юлией Фиртич (в выставках «Аполлон» также участвует Леонид Борисов с Пушкинской-10).

Расставался с картинами Ростислав Вовкушевский всегда легко (по крайней мере, так казалось), молча, без слов: «Это я не продаю» и практически без торговли. Но и без каких-либо обязательств… Наиболее популярные пейзажи («Старый Новгород»), портреты (портрет дочери «Девушка в саду») и натюрморты с кофемолками, черными бутылками, корзинками, апельсинами, иван-чаем – неоднократно повторялись художником с незначительными изменениями в композиции или цветовом решении, что, впрочем, никогда не делало их хуже или менее ценными для их счастливых обладателей.

Любовь к французскому искусству и русскому авангарду Ростислав Вовкушевский пронес через всю жизнь и воплотил в многочисленных полотнах. Репутацию блестящего мастера и тонкого стилиста подтвердили многочисленные выставки и аукционы Друо, неизменными участниками которых были работы Вовкушевского с середины 1990-х годов. В работах Вовкушевского часто можно заметить знакомые архетипы Ван Гога, Дерена или Матисса, но крепкая, уверенная рука мастера и фантазия художника придает холстам оригинальное и искреннее звучание.

 

Литература:

Израилевич-1998: Григорий Израилевич. Воспоминания (машинописный текст), Санкт-Петербург: семейный архив Татьяны Решетниковой, 1998.

Вовкушевский-2006: Ленинградский парижанин Ростислав Вовкушевский. – Санкт-Петербург: Галерея «Космос», ИПК «Коста», 2006.

22 марта 2013 г., Николай Кононихин

Первая публикация: Николай Кононихин. Постимпрессионист Ростислав Вовкушевский. // Художники общества «Аполлон». Серия «Второй русский авангард». CD-ROM. Санкт-Петербург. 1999 г.

Раздел Ростислава Вовкушевского в Nikolay Gallery ->