Путь Леонида Ткаченко

 

Леонид Ткаченко ПУТЬ Леонида Ткаченко – именно так художник озаглавил книгу воспоминаний (Леонид Ткаченко. Путь, Санкт-Петербург, 1998) – можно было бы определить как вектор от соцреализма до абстрактного экспрессионизма. Окончив в 1950 году Харьковский художественный институт, Ткаченко приезжает в Ленинград для поступления в аспирантуру. Но вместо аспирантуры попадает в гущу событий недолгой хрущевской «оттепели». В 1955 году на собраниях в Союзе художников Ткаченко вместе с Я.Пастернаком, В.Волковым, Е.Ковтуном и Б.Калаушиным отстаивает свободу творчества и право художника на гарантированное авансирование (т.е. на зарплату)...

«Это была, может быть, маниловская идея, - вспоминает Ткаченко, - но вполне благородная… Мы добились, что после I Съезда художников (1957) художники фактически стали  получать зарплату – авансирование под те работы, которые получает Комбинат от государственных организаций, колхозов и совхозов. В результате художник каждый месяц начал получать деньги и мог заниматься своим творчеством. На эти деньги можно было свободно жить и работать, поскольку зарплата была от 150 до 250 руб., а билет в Москву стоил 6 руб. 60 коп.» (Здесь и далее цитирую Интервью Ткаченко-1999).

Леонид Ткаченко. Осень на Мойке. 1953. К работам тех лет относятся «Портрет художника Б.Д.Харченко» (1955), «Самаркандский базар» (1955) и ленинградские пейзажи «Осень на Мойке» (1953), «Закат на Исаакиевской площади» (1953), «Петергоф» (1953), «Вечер на Фонтанке» (1961) и другие. Они выполнены в традициях импрессионизма, который был единственной допустимой формой свободомыслия в послевоенные годы – годы торжества соцреализма, когда художники писали портреты вождей, передовиков труда и классиков марксизма-ленинизма, картины на революционную и производственную тематику.
Леонид Ткаченко. Осень на Мойке. 1953.  

В 1956 году Ткаченко начинает работать над картиной, которая тридцать лет спустя получила название «Новый мыслитель» (в 1989 ее приобрел за 10 тыс. фунтов стерлингов известный лондонский галерист Рой Майлз и дал название «The New Thinker»).

Леонид Ткаченко. Новый мыслитель. 1956-1989 «Эта картина, - вспоминает художник, - явилась для меня переломной, я начал мыслить элементами художественной формы: цветом, ритмом, конфигурацией формы». Ткаченко работал над картиной около десяти лет и отразил характерную для 1960-х годов – годов холодной войны и «железного занавеса» - атмосферу отчаяния и бессилия людей перед гонкой вооружения и испытания ядерного оружия в атмосфере. Для достижения требуемой экспрессии и трагизма он сильно деформировал мощную фигуру борца-натурщика (в какой-то момент даже лишив его уха, правда, потом восстановил) и поставил его в немыслимую позу взлета-падения. «Фигура была настолько трагичная, - вспоминает художник, - что тяготила даже меня». За 30 лет Ткаченко не раз пытался выставить «Нового мыслителя» на выставках в Союзе художников (других выставок тогда не было) и каждый раз получал отказ. Однажды, на просмотре картины Михиал Аникушин сказал: «А чего, собственно говоря, он у вас думает? Никита Сергеевич уже сказал, что надо разоружаться. Что тут еще думать?» Картину не приняли, а Ткаченко получил клеймо «пацифиста».
Леонид Ткаченко. Новый мыслитель. 1956-1989  

Как будто стараясь очиститься от политики и «пацифизма», Ткаченко в 1970-е годы создает обширные серии декоративных работ: «цветы», «хрустальные вазы», «кактусы», «концерты», в которых, тем не менее, последовательно выращивает новые элементы художественной формы и усиливает экспрессию цвета и линии. В эти же годы появляются его знаменитые портреты, первым из которых был «Портрет Бориса Ермолаева» (1969). «Ермолаев был человек безоблачный, - вспоминает Ткаченко, - как дитя, он был как святой. Его декоративные литографии, его крестьянки – это не просто деревенские женщины – это ангельские люди. Потому я решил его сделать как солнышко на синем небе, сделал ему лимонного цвета костюм, которого у него, конечно, никогда не было».

Леонид Ткаченко. Толстой. 1979.

Затем последовали портреты Толстого (1979), Достоевского (1990), Маяковского (1976), Бетховена (1990), Есенина (1991), последние три из которых были куплены Роем Майлзом и разошлись по крупнейшим мировым коллекциям. В этих портретах, особенно Маяковского и Бетховена, художник достигает вершины мастерства, сочетая декоративную яркость и праздничность работ с напряженной и трагической экспрессией образа портретируемых. Такими же пронзительно-трагичными изобразил художник «Два возраста Александра Блока» (1990), «Марину Цветаеву» (1992), «Лермонтова» (1992). И наоборот - светоносными «Скрябина» (1992) и «Анну Ахматову» (1992) в белой гамме. Таким образом, личность человека, его психологический и творческий образ Ткаченко определяет через цветовой и пластический строй картины.

Работа над «Новым мыслителем» не осталась незамеченной для искусствоведов и коллег-художников, посещавших мастерские друг друга. Так благодаря «Мыслителю» состоялось знакомство Леонида Ткаченко с Павлом Кондратьевым.

Леонид Ткаченко. Толстой. 1979.  

«Когда Кондратьев побывал у меня в мастерской, - вспоминает Ткаченко, - и увидел «Мыслителя» и «Портрет Ермолаева», то по поводу последнего он сказал: «Все ходы от Малевича». А я Малевича к тому времени еще не видел… Если в вопросах искусства я шел на ощупь, то Кондратьев делал это сознательно, потому что учился у Филонова и Малевича… Он говорил такие мысли и идеи, которые мне просто негде было услышать, они были для меня очень интересны. Он верил в теорию «прибавочного элемента» Малевича, в соответствии с которой каждая эпоха в искусстве имеет свои черты, внешне выраженные в пластике, цвете, линии, которые свойственны всей эпохе».

Активная художественная и гражданская позиция Ткаченко привела его в группу «одиннадцати» ленинградских художников (Г.Егошин, В.Ватенин, З.Аршакуни, В.Тюленев, В.Тетерин, Е.Антипова и др.), которые осенью 1972 года заявили о себе на выставке в Выставочном зале на Охте. Таких непохожих друг на друга художников объединил не только протест против соцреализма, но свойственная им творческая неуспокоенность, поиски индивидуального языка, современное мышление элементами художественной формы.

Вполне последовательно продолжая движение «влево» и творчески развивая метод Кондратьева, Ткаченко одновременно с портретами создает в 1990-е годы серии абстрактных «Композиций» (1989-1998), «Вознесений» (1994-1997), «Движений» (1994-1997). В этих работах художник сочетает экспрессию цвета (красные, желтые, синие, черные пятна и линии на белом фоне) с экспрессией абстрактных форм.

Леонид Ткаченко. Вознесение №3. 1994.  

В ряде работ этого периода художник достигает подлинной гармонии и высокой духовности («Вознесение №3», 1994), в других – карнавального фейерверка красок и праздничного настроения («Праздничный день», 1996).

Леонид Ткаченко. Праздничный день. 1996.

Увлечение Ткаченко абстракцией как нельзя удачно совпало с организацией в 1992 году Общества «Аполлон» (учредители Борис Калаушин и Юлия Фиртич), призванного возродить традиции русского авангарда. Колоссальная энергия и энциклопедический склад ума Бориса Калаушина быстро вовлекли в свою орбиту помимо Ткаченко таких непохожих друг на друга художников как Вера Матюх и Валентина Поварова,Владимир Жуков и Юрий Павлов, Григорий Израилевич и Ростислав Вовкушевский, Борис Стародубцев и Леонид Борисов (последние двое – участники газа-невских выставок)… Почетными членами «Аполлона» стали ушедшие к тому времени из жизни Павел Кондратьев, Владимир Волков, Галина Молчанова.

За семь лет с 1992 по 1999 гг. «Аполлон» провел белее десяти групповых и персональных выставок. Самой масштабной выставкой «Аполлона» стала организованная Ткаченко выставка художников Круга Кондратьева, которая прошла в 1995 году в ЦВЗ «Манеж».

Леонид Ткаченко. Праздничный день. 1996.  

Сполна пройдя свой путь от соцреализма до абстрактного экспрессионизма, Леонид Ткаченко предстает настоящим путником искусства (он всегда в пути, всегда в поисках, в том числе, литературных, поэтических). Сегодня Леонид Ткаченко – признанный мастер, чьи работы находятся в крупнейших музеях мира, включая Русский музей, Третьяковскую галерею, Стеделик музеум (Амстердам), в частных коллекциях России, США, Англии, Германии, Италии, Турции.

Литература:

Интервью Ткаченко-1999: Николай Кононихин. Интервью с Леонидом Ткаченко 10.05.1999 (расшифровка видео-записи). – Санкт-Петербург, Архив Николая Кононихина, 1999.

Николай Кононихин, 1999, 2013

Леонид Ткаченко в мастерской. Санкт-Петребург, 1999. Фото Николая Кононихина.

Леонид Ткаченко в мастерской. Санкт-Петребург, 1999. Фото Николая Кононихина.

 

Первая публикация: Николай Кононихин. Путь Леонида Ткаченко. // Художники общества «Аполлон». Серия «Второй русский авангард». CD-ROM. Санкт-Петербург. 1999 г.

Раздел Леонида Ткаченко в Nikolay Gallery ->