Поиск

Современный Бог услышит нас! (к 80 летию Владимира Жукова)

 

В одном из интервью Андрей Вознесенский заметил, что в России нет современных церквей, и все наши проблемы, наверное, оттого, что современный Бог не слышит нас. Я тогда вспомнил художника Владимира Жукова, который «строит» свой современный «храм» - он пишет иконы ХХI века.

Владимир Жуков дебютировал в начале 1960-х годов, когда в активный творческий процесс включилось первое «не пуганное» поколение «шестидесятников»: молодых художников, поэтов, композиторов. В 1962 г. он видел на выставке «30-летие МОСХ» картины художников-авангардистов, которые вызвали ярость Никиты Хрущева, и был знаком с непосредственными участниками тех событий.


Ему повезло, он познакомился с Владимиром Волковым и Павлом Кондратьевым, которые привили ему навыки кубизма и русского авангарда: Малевича и Филонова (у которых учился Кондратьев). «Они вдвоем, - вспоминает художник, - принялись весьма энергично помогать мне перестраивать мое видение от иллюзорно-предметного к пространственно-пластическому». Формальный подход не остался не замеченным партноменклатурой от искусства, и вскоре художник получил клеймо «авангардиста», а вместе с ним – проблемы получения госзаказов и ограничения участия в выставках.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов Жуков создает серию абстрактных композиции, берущую начало с найденных на свалке обрезков оргалита размером 16х14 см. («Квадраты» 1978, «Композиция в белом» 1980 и др., всего несколько сот штук), которые художник использовал для «выращивания» присущих именно ему цветопластических элементов. В них Жуков использовал «мускульный» метод Кондратьева, который считал, что «художник все несет в себе, а все дело в том, чтобы эти пластические элементы … найти в природе, в мотиве и через них выразить и природу, и себя».
Владимир Жуков. Десятичастная композиция «Итальянские эскизы». 1980  

Серия «Интерьеры» (1980-е), во многом продолжает и развивает качества, достигнутые художником в абстрактных композициях. Из картонок вырастают картины: «Белая дверь» (1979) рождает «Коридор» (1980), «Углы» (1980) попадают в «Вечер» (1980) – эти две картины художник объединяет вместе с картиной «Утро» (1980) в триптих «Интерьеры». В этих «интерьерах-абстракциях» художник блестяще использует опыт европейского модернизма и русского авангарда и создает свою частную и глубоко личную территорию, на которой внешний аскетизм и отстраненность от окружающего мира сочетаются с внутренней экспрессией и духовными исканиями индивидуального человека.

Русскому авангарду всегда было присуще божественное понимание природы творчества. Художник – не мастер, а инструмент в руках Мастера. В 1982 году Жуков начинает серию «Икон» («Вспоминая Дионисия» 1982, «Икона» 1982) - наборных композиций с кубистической центральной частью и расположенными по периметру клеймами, в которых художник использовал абстрактные этюды прежних лет. И хотя сам художник считает, что «икону как форму воспринял, а не как предмет поклонения», несомненно, что эти не имеющие аналогов «иконы» соединили духовность древнерусской живописи и русского авангарда с духовными исканиями человека конца ХХ века. В 1990-е годы серия продолжается в «Иконе I» (1991), «Иконе II» (1995), «Лике I» (1993) и «Лике II» (1993) и других «иконах» с использованием «баклуш» - раскрашенных деревянных фигур, включенных в центральные части композиций.

Тема духовности прослеживается и в других, не имеющих, казалось бы, к ней прямого отношения работах: «Композиции (Кофейник)» 1980, «Звучании органа» 1981, «Без названия (Свечи)» 1982, и «Швее» 1989, в которых и орган, и кофейник, и старушка со швейной машинкой помешены художником не просто в центр композиции, но в центр храма, от них расходятся своды храма, они порождают их, они – есть храм. Эта храмовость, святость и самоценность совершенно простых и, часто, обыденных, бытовых вещей (кофейник, швейная машинка, старый стул и т.п.) очень характерна для системы ценностей художника.

Владимир Жуков. Икона. 1982.  

В серии «Памяти Филонова и Кондратьева» художник осваивает новые пластические средства, отражающие сложность мира, его мозаичность и многослойность. Эти задачи потребовали работы «сделанной формой через комплекс разных пространств» («Без названия» 1982 и «Композиция» 1988). В других работах серии («Птица. Памяти Кондратьева» 1982 и «Ледоход» 1982) для достижения более целостного эффекта художник избегает использования нескольких пространств, но сохраняет мозаичность и работает изобретенной формой.

«Шуйские домики» (с 1985) -это серия пейзажей старых русских городов и жанровых сцен, выполненных по воспоминаниям детства. В них Жуков расстается с благородной гаммой абстракций и всецело погружается в яркие краски народного искусства, ассоциируемые с деревенскими половичками и лоскутными одеялами. Но и эти по природе своей реалистичные деревенские пейзажи художник также решает комплексом пространств, используя в качестве границ угол дома, линию столба, бельевой жердины, тень, а то и просто силуэт крыши («Дом с голубыми ставнями» 1991). В последней работе художник идет еще дальше и «пространство неба» делает изобретенной формой – яркими, разноцветными прямоугольниками, из которых небо превращается в лоскутное одеяло.

Владимир Жуков. Птица (Памяти Кондратьева). 1982.  

Сочетание остро современного художественного мышления и народных русских традиций вообще характерно для Жукова. Его иконы, лики, свечи, фигуры, домики – органичный сплав авангарда (формального подхода) и народности. Эту линию продолжают и его «баклуши» рубленные деревянные фигуры (всегда женские или детские) с угловатыми конструктивными формами, раскрашенные в яркие «ярмарочные» цвета. Его «баклуши» живут своей жизнью, собираются в стайки посплетничать, а та и запросто входят в живописные работы художника («Встреча» 1995).

Сегодня Владимир Жуков – крупный художник послевоенного ленинградского авангарда, его работы находятся в Государственном Русском музее, других художественных музеях России и за рубежом. Он продолжил линию Малевича, Филонова, Кондратьева, связанную с духовными аспектами русского авангарда, и объединил современные изобразительные средства и народные традиции. Теперь, благодаря иконам Владимира Жукова современный Бог услышит нас.

Николай Кононихин, 24.09.1999, 2013 г.

Владимир Жуков. Клеймо «авангардиста.

Николай Кононихин. Разговор с Владимиром Жуковым (интервью с художником).
Николай Кононихин. Владимир Жуков: иконописец ХХI века (к 80-летию со дня рождения художника)