https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Лекция: Иконы Владимира Жукова: «Икона» (1982). К 80-летию художника

 

01 декабря 2013 г. в 16.00 в Лектории Русского музея состоится лекция Николая Кононихина «Иконы Владимира Жукова: «Икона» (1982)», посвященная 80-летию художника. Владимир Жуков (р.1933), персональная выставка которого в 2008 году с успехом прошла в Государственном Русском музее, получил известность как автор уникальных «Икон», балансирующих на грани предметного и беспредметного мира.

«Икона» (1982) вперые была представлена зрителям в 1992 году на выставке Владимира Жукова в Лектории Государственного Русского музея. Спустя 21 год эту уникальную работу можно будет увидеть там же 1 декабря 2013 г.

 

Владимир Жуков дебютировал в начале 1960-х годов, когда в активный творческий процесс включилось первое «не пуганное» поколение «шестидесятников»: молодых художников, поэтов, композиторов. В 1962 г. он видел на выставке «30-летие МОСХ» картины художников-авангардистов, которые вызвали ярость Никиты Хрущева, и был знаком с непосредственными участниками тех событий.

Ему повезло, он познакомился с Владимиром Волковым и Павлом Кондратьевым, которые привили ему навыки кубизма и русского авангарда: Малевича и Филонова (у которых учился Кондратьев). «Они вдвоем, - вспоминает художник, - принялись весьма энергично помогать мне перестраивать мое видение от иллюзорно-предметного к пространственно-пластическому». Формальный подход не остался не замеченным партноменклатурой от искусства, и вскоре художник получил клеймо «авангардиста», а вместе с ним – проблемы получения госзаказов и ограничения участия в выставках.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов Жуков создает серию абстрактных композиции, берущую начало с найденных на свалке обрезков оргалита размером 16х14 см. («Квадраты» 1978, «Композиция в белом» 1980 и др., всего несколько сот штук), которые художник использовал для «выращивания» присущих именно ему цветопластических элементов. В них Жуков использовал «мускульный» метод Кондратьева, который считал, что «художник все несет в себе, а все дело в том, чтобы эти пластические элементы … найти в природе, в мотиве и через них выразить и природу, и себя».

Серия «Интерьеры» (1980-е), во многом продолжает и развивает качества, достигнутые художником в абстрактных композициях. Из картонок вырастают картины: «Белая дверь» (1979) рождает «Коридор» (1980), «Углы» (1980) попадают в «Вечер» (1980) – эти две картины художник объединяет вместе с картиной «Утро» (1980) в триптих «Интерьеры». В этих «интерьерах-абстракциях» художник блестяще использует опыт европейского модернизма и русского авангарда и создает свою частную и глубоко личную территорию, на которой внешний аскетизм и отстраненность от окружающего мира сочетаются с внутренней экспрессией и духовными исканиями современного человека.

Русскому авангарду всегда было присуще божественное понимание природы творчества. Художник – не мастер, а инструмент в руках Мастера. В 1982 году Жуков начинает серию «Икон» («Вспоминая Дионисия» 1982, «Икона» 1982) - наборных композиций с кубистической центральной частью и расположенными по периметру клеймами, в которых художник использовал абстрактные этюды прежних лет. И хотя сам художник считает, что «икону как форму воспринял, а не как предмет поклонения», несомненно, что эти не имеющие аналогов «иконы» соединили духовность древнерусской живописи и русского авангарда с духовными исканиями человека конца ХХ века. В 1990-е годы серия продолжается в «Иконе I» (1991), «Иконе II» (1995), «Лике I» (1993) и «Лике II» (1993) и других «иконах» с использованием «баклуш» - раскрашенных деревянных фигур, включенных в центральные части композиций.

Тема духовности прослеживается и в других, не имеющих, казалось бы, к ней прямого отношения работах: «Композиции (Кофейник)» 1980, «Звучании органа» 1981, «Без названия (Свечи)» 1982, и «Швее» 1989, в которых и орган, и кофейник, и старушка со швейной машинкой помешены художником не просто в центр композиции, но в центр храма, от них расходятся своды храма, они порождают их, они – есть храм. Эта храмовость, святость и самоценность совершенно простых и, часто, обыденных, бытовых вещей (кофейник, швейная машинка, старый стул и т.п.) очень характерна для системы ценностей художника.

Михайловский замок, Садовая ул., 2, тел. 570-52-23, 570-56-91.

 
https://www.traditionrolex.com/24