https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Лекция: Валерий Ватенин «Автопортрет в фас» (1962). К 80-летию художника

17 ноября 2013 г. в 16.00 в Лектории Русского музея состоится лекция Николая Кононихина «Валерий Ватенин. Автопортрет в фас (1962)», посвященная 80-летию художника. Один из организаторов и лидеров группы «одиннадцати» Валерий Ватенин (1933-1977) рано ушел из жизни. За свои 44 года он создал удивительный и неповтоимый «мир Ватенина», который еще предстоит по-настоящему «открыть» исследователям российского искусства.

 

На «Автопортрете в фас» (1962) - зрелый мужчина с натруженными руками рабочего-ремесленника и торсом грузчика или борца, коротенькая рубашонка (из гардероба юноши?) не сходится на мускулистой груди. На голове лысина, в углу губ мундштук с папиросой. О ремесле художника напоминают лишь кисти, расцветающие дивным цветком по занавеске, да портрет жены на заднем плане. В самой позе – нога на ногу со скрещенными на груди руками и прямым (не с вызовом ли открытым на зрителя?) взглядом – уверенность хозяина, застолбившего свою территорию, и не оставляющего сомнений в том, что будет ее отстаивать от посягательств соперников.

Между тем, человеку на портрете всего 29 лет и он не борец и не грузчик, а художник Валерий Ватенин, очень рано повзрослевший (эвакуация, бомбежки, тяжелый физический труд в годы войны, послевоенное голодное детство) и очень рано осознавший свое предназначение. В 1944 году в письме из эвакуации он пишет маме: «Я сейчас занимаюсь рисованием, но природа здесь небогатая, краски и кисточки никуда не годятся, бумаги мало… я коплю открытки с картин великих художников, но их здесь нет. Если можешь, то пошли открыток, например, с картин Репина, Саврасова, Левитана, Веласкеса, Веронезе и т.д.».  Вполне зрелые суждения и указания человека, которому едва исполнилось 11 лет. В 14 лет Ватенин поступает в Таврическое художественное училище (1947-1952), в 20 лет - в Академию художеств (1953-1959, Институт имени Репина).

«Автопортрет в фас» (1962) – этапное произведение Ватенина, завершающее период ученичества и становления художника, прошедшего через освоение Сезанна и «Бубнового валета» (что очень уверенно демонстрирует портрет). Этим произведением Ватенин уверенно заявляет себя одним из лидеров будущей группы «одиннадцати» (1972). Он выставляет портрет в Государственном Русском музее на Осенней выставке 1962 года. В том же 1962 году участвует в групповой выставке в Художественном салоне на Невском, 8, где «собираются» четверо из «одиннадцати» (З.Аршакуни, В.Ватенин, Г.Егошин, Я.Крестовский).

В семейной жизни тоже все отлично: любимая жена (первая жена Галина Мошкова) дана портретом в автопортрете, дочери Светлане уже два года… Все отлично… Но именно удовлетворения, успокоения в Автопортрете почему-то не чувствуется. Наверное, виной тому какой-то отстраненный, направленный в себя взгляд художника и застывшая в задумчивости папироса в углу губ. Фронтальная композиция, перекрестия ног и крепко сжатых рук (вся фигура художника – крепко «сжатый кулак») – скорее защита, вызов, чем расслабленное, благодушное почивание на лаврах. Художник в сомнениях, в поисках, он не намерен останавливаться на достигнутом…

«Автопортрет в фас» экспонировался на персональных выставках Валерия Ватенина в Ленинграде (1985) и Москве (1990). Теперь его можно будет увидеть в Лектории Русского музея 17 ноября 2013 г.

Михайловский замок, Садовая ул., 2, тел. 570-52-23, 570-56-91.

 

 

https://www.traditionrolex.com/24