https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Лекция: Завен Аршакуни «Пасха» (1997). К годовщине смерти художника

3 ноября 2013 г. в 16.00 в Лектории Русского музея состоится лекция Николая Кононихина «Завен Аршакуни. Пасха (1997)», посвященная годовщине смерти художника. Один из лидеров группы «одиннадцати» Завен Аршакуни (1932-2012) вошел в историю российского искусства как яркий, самобытный, хорошо узнаваемый и любимый зрителями художник.

Картина «Пасха» (1997) занимает особое место в творчестве Завена Аршакуни - «лоскутный» купол храма с разноцветными птицами-знаками стал одним из символов творчества художника.

 

Впервые «Пасха» была создана в 1997 году. Она сразу понравилась коллекционерам, да и сам художник с удовольствием позже делал ее варианты как в живописи: «Пасха (II)» (1998, х., м., 60х73), «Пасха» (2001, х., м.), так и в графике «Пасха» (2000, бумага, фломастер). Кроме того, мотив «Пасхи» Аршакуни развивает в 2000-е годы в картинах «Месяц май (II)» (2000, х., м., 90х100) и «Весна. Церковь Иоанна Воина (II)» (2001, х., м., 115х88,5). Эти работы, правда, значительно уступают «Пасхе» по лаконизму, но, по-видимому, они также пользовались популярностью у коллекционеров, так как Аршакуни сделал несколько вариантов этих композиций.

Важно также отметить, что матиссовские птицы-знаки из «Пасхи» трансформируются позже в ангелов над куполом «Плач по убиенным (I)» (1999, х., м., 67х73) и входят, начиная с 1999 года, в многочисленные «Благовещения» и «Рождество». Такая популярность найденного сюжета «Пасхи» неизбежно провоцирует исследователя на поиски основных пластических элементов картины в ранних периодах творчества художника.

Впервые птица над куполом появляется в 1970-е годы в картинах «Весна» (1974, х., м., 140х160, ГРМ), «Весна. Птицы прилетели» (1975, х., м., 140х160, ГРМ), «Весенняя ворона» (1977, х., м., 125х150, ЯХМ) и «Вечерний свет» (1979, х., м., 125х150, ТХМ). «Весна» (1974) с циклопических размеров беременной бабой у дерева стала несомненной находкой Аршакуни и была благосклонно          воспринята критикой. В следующем году Аршакуни развивает успех в картине «Весна. Птицы прилетели» (1975), выполняя ее в еще более авангардистской, почти кубистической манере. Эти картины оказались столь удачны, что, несмотря на практически одинаковый сюжет, обе они были приобретены Государственным Русским музеем.

Наиболее близкой к «Пасхе» в композиционном отношении стала картина «Вечерний свет» (1979). Здесь уже в центре холста появляется купол собора и две птицы, решенные в обобщенной знаковой манере декоративных символов: одна в черно-синем, другая в желто-красных цветах. Правда, она еще далека до лаконизма «Пасхи», но тенденция уже налицо: деревья Аршакуни сдвигает на края «сцены» (так проявилось чутье театрального художника), а линию домов в городском пейзаже с собором в центре художник решает стилизованным набором разноцветных квадратных и треугольных фигур, напоминающих детские «кубики».

Из этих детских «кубиков», впервые наметившихся и работе «Весна. Птицы прилетели» (1975) и в полный голос прозвучавших в «Вечернем свете» (1979), позже вырастет фирменный «лоскутный» купол «Пасхи». Но не сразу. В картине «Цирк» (1986) Аршакуни пробует клеевский прием, изображая тонущий в софитах зал цирка в виде ленточных наборов разноцветных квадратов, треугольников и кругов, взятых прозрачными, почти акварельными красками. В «Игрушках сына» (1994) Аршакуни продолжает поиски: из разноцветных кубиков он выкладывает дом-церковь, а купол решает детской пирамидкой с разноцветными кольцами на стержне. Здесь уже практически найдено решение птиц по сторонам от купола, но они летят он него, а не к нему, как в «Пасхе». Так, шаг за шагом, отбрасывая лишнее и упрощая ключевые знаки, Аршакуни подходил к простому, лаконичному и, одновременно, мощному, вневременному звучанию «Пасхи» в 1997 году.

Эта работа была приобретена у художника в 1998 году и приняла участие в выставке «Художники круга «одиннадцати» из коллекции Николая Кононихина» (Музей Н.А.Некрасова, ноябрь 1998 г.). Картина «Пасха» (1997) была воспроизведена в статье «К истории группы «одиннадцати»» (автор Н. Кононихин, журнал «Питерbook», №11, 1998), а также в компьютерном альбоме на CD-ROM «Живопись Ленинграда - Санкт-Петербурга (1948-1998). Из частных коллекций» (Арт-Медиа, 1998). Спустя пятнадцать лет «Пасха» (1997) снова демонстрируется зрителю.

 

 

Михайловский замок, Садовая ул., 2, тел. 570-52-23, 570-56-91.

https://www.traditionrolex.com/24