https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

"Образа в светском искусстве ХХ века". Творческая встреча с коллекционером Николаем Кононихиным

 

18 января 2014 года в Лектории Государственного Русского музея состоится Творческая встреча с коллекционером Николаем Кононихиным "Образа в светском искусстве ХХ века". Это будет 90-ая встреча Клуба любителей искусства.

Начиная с Симона Ушакова (XVII век) иконные образы и сюжеты прочно вошли в светское искусство России. Часто обращались к библейским и евангельским сюжетам художники XIX – начала ХХ века А.Иванов, Н.Ге, И.Крамской, В.Васнецов, М.Нестеров, М.Врубель, Н.Гончарова и др. Не просто складывались отношения с религиозными символами у художников в эпоху воинствующего атеизма. Но и в Советской России многие художники торили свой путь к духовному искусству. Школа Стерлигова и Круг Кондратьева. Группа «одиннадцати» и художники андеграунда. Даже представители «сурового стиля», народные художники и академики не избежали притяжения вечных тем... На встрече будут показаны более 50 произведений живописи и графики более 20 художников 2-й половины ХХ века.

 

О своем пути в искусство коллекционер Николай Кононихин рассказывает:

Все в детстве что-нибудь коллекционировали. Первые марки мне купила мама. «Девушка с прутиком» Ренуара и «Смерть комиссара» Петрова-Водкина запомнились на всю жизнь. Мы жили в Павловске, мама Кононихина Лидия Андреевна (1934-2011) работала заместителем Анны Ивановны Зеленовой, легендарного директора Павловского Дворца-музея, поднявшего Дворец из руин после войны. Поэтому домом моим был огромный Павловский парк (600 га), а любимым занятием – карабкаться по строительным лесам Дворца и проводить время в реставрационных мастерских.

После окончания технического института (ЛИТМО, 1976-1982) тяга к прекрасному снова дала о себе знать. В те годы можно было просто, что называется «с улицы», зайти на филологический факультет Государственного университета, посмотреть расписание лекций и с шумной ватагой первокурсников беспрепятственно влиться под своды большого лекционного зала. А там профессор Чистякова, как заклинания, громовым речитативом декламировала стихи Сапфо: «Словно ветер с горы на дубы набегающий Эрос души потряс нам». Причем сначала на древнегреческом, и только потом по-русски. Так мы с другом в течение двух лет прослушали курсы античной литературы, а также возрождения и средних веков.

После Университета (или одновременно, уже не помню) мы с другом оказались в Эрмитаже, в Эрмитажном театре которого работал народный Университет истории искусств. Крито-микенская культура, золото Скифов и статуя Давида Микеланджело – вот лишь несколько «кадров» из колоссального трехлетнего путешествия в мировое искусство. А в выходные дни – работа внештатным экскурсоводом Павловского дворца.

Начало коллекционирования пришлось на середину 1990-х годов, когда в мастерских художников еще можно было разыскать первоклассные образцы живописи, графики, скульптуры. Коллекционер был сродни первопроходцу, золотоискателю-старателю, которому предстояло просеять тонны руды, прежде чем отыскать настоящий шедевр.

Формирование коллекции шло одновременно с освоением территории ленинградского искусства послевоенного периода, причем «справа - налево» и очень быстро. От соцреализма к советскому импрессионизму и далее стремительное скольжение «влево» через учеников Александра Осмеркина (Евгения Байкова, Ольга Богаевская, Глеб Савинов, Сергей Осипов, Иван Годлевский) к группе «Одиннадцати» (Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Виталий Тюленев, Евгения Антипова, Виктор Тетерин), и через Круг Павла Кондратьева (Павел Кондратьев, Владимир Волков, Владимир Жуков, Вера Матюх) к абстракции Общества «Аполлон» (Борис Калаушин, Леонид Ткаченко, Григорий Израилевич и др.). И далее - в андеграунд (Владимир Шагин, Геннадий Устюгов, Леонид Борисов, Юлия Иванова, Владимир Яшке, Елена Фигурина, Валентин Левитин и др).

Освоенные пласты пополняли коллекцию и просились к зрителю. Так возникли кураторские проекты выставок: «Борис Корнеев. К 75-летию со дня рождения» (1997), «Памяти учителя. Выставка учеников А.Осмеркина» (1997), «Женские образы Виталия Тюленева» (1998), «Художники круга «Одиннадцати»» (1998), «Звезда по имени Юлия Иванова» (1999), «Абстракционизм и общество «Аполлон»» (2001). Последняя выставка прошла в рамках масштабного проекта Государственного Русского музея «Абстракция в России. ХХ век».

Одновременно с формированием коллекции шла фотофиксация произведений живописи, графики, скульптуры в мастерских художников, а также сбор архивных документов. На их основе были изданы два мультимедиа-альбома на CD-ROM: «Живопись Ленинграда-Санкт-Петербурга: 1948-1998» (1998) и «Художники Общества «Аполлон». Серия «Второй русский авангард»» (1999).

Сегодня формирование коллекции в целом завершено. Пришло время изучения, публикации, показа ее зрителям. В 2013 году были проведены две выставки: «Владимир Жуков. К 80-летию со дня рождения» и «Советский импрессионизм из коллекции Николая Кононихина». Подготовлен и читается цикл лекций, в том числе «Искусство глазами коллекционера Николая Кононихина» в Лектории Государственного Русского музея.

https://www.traditionrolex.com/24