https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Выставка "Я вернулся в мой город..." (Ленинградский пейзаж в живописи 1960-х – 1980-х) в Малом зале ЦВЗ "Манеж"

 

25 декабря в Малом зале ЦВЗ "Манеж" открылась выставка "Я вернулся в мой город..." (Ленинградский пейзаж в живописи 1960-х – 1980-х). На выставке представлены произведения живописи из собрания ЦВЗ "Манеж", мастерских художников и частных коллекций.

В рамках выставки 12 января 2015 г. стартует цикл лекций, первая «Ленинградский пейзаж в развитии» Николая Кононихина (12.01 в 18.00, Канал Грибоедова, 103). Пресс-релиз выставки и программу лекций смотри ниже.

 

Пресс-релиз выставки "Я вернулся в мой город..."

Петербург – это не просто город, это культурный феномен, который на протяжении трех столетий продолжает привлекать интерес представителей практически всех видов искусства, от литературы до кинематографа. При этом надо отметить, что зачастую Петербург является не только объектом описания или изображения, но и персонажем, действующим лицом и даже героем.

Первые живописные изображения Петербурга появились относительно поздно – в конце XVIII века. Вначале это были ведуты – документально точные воспроизведения городского пейзажа. В дальнейшем, по мере развития технического прогресса, практическая, прикладная функция изобразительного искусства потеряла свою актуальность. В картине стали ценить не столько точность и жизненность изображения, сколько эстетическую и эмоциональную составляющие, то, как, какими средствами художник передаёт зрителю свое восприятие действительности.

1960-е –1980-е годы принято считать сегодня эпохой застоя. Но это определение скорее применимо к официальной идеологии стареющего режима и входящей в период кризиса экономике страны. Для советской культуры это сложное переходное время, когда, преодолевая цензурные и психологические барьеры, появляются новые, новаторские явления, новые имена в литературе, театре, кинематографе, в изобразительных искусствах.

Организаторы выставки стремятся показать как в этих условиях, в сопоставлении, а подчас и в борьбе очень несхожих явлений и направлений, рождался сложный, противоречивый, порой парадоксальный образ Великого Города.

На выставке представлены полотна представителей разных поколений, различных направлений и художественных школ. Высокий профессионализм демонстрируют мастера, работающие в традиционной живописной манере: Г. Татарников, А. Левитин, В. Прошкин. Творчество Р. Фрумака и А. Семенова вдохновлено искусством объединения 1920-х годов “Круга художников“.

Острые, глубоко индивидуальные по манере полотна представителей андеграунда – А. Арефьева, Р. Васми, В. Шагина – были бы немыслимы на официальной выставке 60-х – 80-х. Творческие поиски молодых живописцев Союза художников привели к возникновению художественных объединений – “Одиннадцать“, “Лестница“ и других. Это направление представлено работами З. Аршакуни, В. Рахиной, А. Заславского. В середине 1980-х в культурную жизнь Ленинграда включилась и быстро приобрела популярность группа молодых, ярких и своеобразных художников, составивших объединение “Митьки“. Зрители смогут увидеть картины В. Шагина, А. Флоренского, В. Тихомирова.

При всем многообразии творческих индивидуальностей представленных на выставке мастеров их объединяют некие общие черты – интеллигентность, профессионализм, изысканная гармония цветовых отношений и, конечно, любовь к родному городу.

Основу выставки составили произведения из коллекции Центрального выставочного зала “Манеж“, дополненные полотнами, принадлежащими авторам и коллекционерам.

Программа лекций в рамках выставки "Я вернулся в мой город..."

Начало лекций в 18:00. Запись по телефону: 8-952-248-18-48 или 312-25-54, звонить с 12:00 до 17:00.

12 января

 

Николай Кононихин, Коллекционер, искусствовед, куратор NikolayGallery.ru

 

“ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПЕЙЗАЖ В РАЗВИТИИ“

Выставка “Ленинградский пейзаж: 1960-1980“ дает прекрасную возможность проследить развитие жанра пейзажа применительно к Ленинграду, причем в достаточно широком диапазоне: от соцреализма до андеграунда. Здесь мы видим продолжение изысканной линии “Круга художников“, эмоциональные образцы “советского импрессионизма“, буйство красок от московской “прививки“ в творчестве учеников А. Осмеркина и далее в творчестве Группы “Одиннадцати“. Авангардное прочтение города школой Стерлигова и кругом Кондратьева. Оголенный нерв ленинградского экспрессионизма в работах группы Арефьева. И это не исчерпывает всех стилей, к которым обращались ленинградские художники для изображения любимого города.

13 января

 

Анатолий Дмитренко, Ведущий специалист Государственного Русского музея, профессор

 

“ЕДИНСТВО РАЗНОРОДНОГО. ЛОГИКА ИСКАНИЙ“

Пейзаж 1960-х – 1980-х годов представляет собой сложную и разнородную живописную картину. Духовная и пластическая выразительность сообщалась мастерами разных живописных направлений и школ, а тем более поколений по-своему. И в то же самое время все они работали в едином художественном пространстве, их творческое формирование происходило не только в борьбе идей и эстетических интересов, но и во взаимном влиянии друг на друга, в контрастном сопряжении стилистических манер. Сложная динамика развития пейзажа и станет предметом нашего рассмотрения.

14 января

 

Мария Бражникова, Искусствовед, сотрудник отдела современного искусства ЦВЗ “Манеж“

 

“МЕТАФОРИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАВЕНА АРШАКУНИ И ГЕРМАНА ЕГОШИНА. НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ПЕЙЗАЖА В ЛЕНИНГРАДСКОМ ИСКУССТВЕ 1960-х –1980-х ГОДОВ“

Известная группа “Одиннадцать“, громко заявившая о себе на художественной сцене в 1972 году, объединила абсолютно разных по стилю и живописной направленности, но единых по мироощущению художников, которые в своих пейзажах создали неповторимую изобразительную мифологию Ленинграда. Данная лекция посвящена вопросу взаимодействия реального и романтического начал в творчестве З.П. Аршакуни и Г.П. Егошина, как одних из самых ярких представителей группы “Одиннадцать“ и ленинградской школы 1970-х годов в целом. Романтическая метафора составляет суть содержания искусства мастеров. Оба художника, найдя свой, особый живописный язык, гармонично вплетали метафорический смысл во вполне реально трактованный образ окружающей действительности.

15 января

 

Руслан Бахтияров, Научный сотрудник Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения

 

“ЛЕНИНГРАД И ЛЕНИНГРАДЦЫ В ЗЕРКАЛЕ ЖИВОПИСИ 1960-х – 1980-х ГОДОВ“

В 1920-30-е годы в ленинградской живописи утвердилось особое отношение к городу, его пространству и повседневной жизни, где авторов привлекало не столько достоверное воплощение конкретных мотивов Ленинграда, но передача его особой атмосферы, пространства, эмоциональной среды в будни и праздники, в солнечные и пасмурные дни. В докладе будут раскрыты пути эволюции образа города и его жителей в живописных работах З.П. Аршакуни, Д.П. Бучкина, Г.П. Егошина, Я.И. Крестовского, Б.Н. Николаева, В.И. Рахиной, И.В. Суворова, Д.П. Шувалова и других ленинградских мастеров.

16 января

 

Александра Кушнарева, Магистр искусствоведения, сотрудник отдела современного искусства ЦВЗ “Манеж“

 

“АНТИУТОПИЯ. ЛЕНИНГРАД В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ АНДЕГРАУНДА“

Можно с уверенность сказать, что город – один из самых популярных персонажей в работах Петербургских художников. Чаще всего он привлекает своим колоритом и уникальной архитектурой, однако у Петербурга есть и другая сторона, которую впервые открыли для искусства художники андеграунда. Тема лекции навеяна романом художника-символиста Альфреда Кубина, рассказывающего историю Страны грез – загадочного города-утопии, казавшегося, на первый взгляд, раем для интеллектуалов и нестандартных личностей, но со временем, открывшего свои темные стороны.

https://www.traditionrolex.com/24