Выставка «Ленинградская литография. Место встречи» в Музее Анны Ахматовой

 

27 сентября 2017 г. в 17.00 в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открывается выставка «Ленинградская литография. Место встречи».

Проект посвящен событиям 1961 года – выставкам Ленинградской литографской мастерской в Лондоне и Нью-Йорке, организованным Эриком Эсториком (Grosvenor Gallery, Лондон). Выставки имели большой успех, лондонская пресса писала о них в одном ряду с полетом Гагарина в космос и ожидаемой встречей Кеннеди и Хрущева.

 

Западный зритель впервые после революции увидел современное искусство Советской России, и это искусство, вопреки укоренившемуся на Западе стереотипу о нем как искусстве соцреализма, оказалось наполненным жизненной силой и актуальными тенденциями. Портрет Анны Ахматовой работы Герты Неменовой был на афише выставки, а ее Гоголь – на страницах лондонской «Таймс». Еще больший успех ожидал ленинградских художников в Нью-Йорке - сразу после выставки в собрании Музея современного искусства (МОМА) оказались работы Ведерникова, Ермолаева, Каплана, Неменовой, Шендерова.

Расцвет ленинградской литографии на рубеже 1960-х совпал с возобновлением культурных связей между Западом и Советским Союзом. Ленинградская экспериментальная литографская мастерская стала местом встречи российских художников и западных коллекционеров и галеристов — полем культурной дипломатии, где простое человеческое общение растапливало лед отчуждения и наводило мосты между странами.

Эрик Эсторик (1913-1993) основал галерею Гросвенор в 1960 году на Дэйвис-стрит в Лондоне. С 9 мая 1961 по 18 ноября 1967 в своей лондонсокой галерее Эсторик одну за другой  организовывает выставки художников республик Советского Союза и Восточной Европы, современных российских художников Эрнста Неизвестного и Оскара Рабина, а также малоизвестных в то время на западе художников начала XX века Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, и Александра Архипенко.

Без сомнения, выставка «Литографии 27 советских художников», проходившая в галерее с 9 мая по 10 июня 1961 произвела самое резонансное впечатление на лондонскую публику. После лондонской выставки, организованной Эсториком многие частные коллекционеры из Великобритании и США начали покупать работы этих российских мастеров. Известные музеи с радостью приобретали литографии ленинградских художников еще до закрытия выставки. Поэтому, работы ленинградских литографов и по сей день украшают коллекции этих музеев. И все началось благодаря счастливой и абсолютно случайной встрече Эрика Эсторика с художниками Ленинградской экспериментальной литографской мастерской в 1960 году.

Прекрасная инициатива одного лишь человека – не только показать всему миру, но и сделать доступными для покупки работы советских художников в самый разгар «холодной войны» – заслуживает особое место в истории культурных и социальных отношений между Советским Союзом и Западом. Эрик Эсторик сумел преодолеть языковые и бюрократические барьеры и достичь мира в пользу культуры, искусства и, важнее всего, людей. Он построил отношения, основанные на взаимопонимании и, таким образом, его идея изменила мир для всех к ней причастных. Глубокие, долгосрочные последствия его инициативы очевидны на выставке, а также в этом издании.

Музей Анны Ахматовой обладает  большой коллекцией Ленинградской литографии, которая неоднократно экспонировалась на выставках: «Герта Неменова» (1993), «Экспериметальная мастерская Петербургского эстампа» (1996), «Вера Матюх» (2005), «Город Ахматовой. Ленинградская литография. 1920-1960-е» (2013).

Кураторы проекта, как и Эсторик – частные лица из России, США и Новой Зеландии – уверены в эффективности и актуальности таких инициатив и в наши дни.

Экспозицию выставки составляют около 120 работ из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме и частных коллекций Санкт-Петребурга, Москвы, Нью-Йорка. На выставке представлены литографии Л. Британишского, Ю. Васнецова, А. Ведерникова, Б. Ермолаева, Г. Израилевича, А. Каплана, В. Курдова, А. Латаш, А. Любимовой, В. Матюх, Г. Неменовой, М. Скуляри, А. Шендерова, А. Якобсон и других художников-литографов.

Кураторы проекта: Николай Кононихин, Татьяна Решетникова, Леонид Франц, Мария Шток.

Куратор выставки: Светлана Александрова.