Многотысячная очередь за современным искусством (проект "EMPLACEMENTS - НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ")

В воскресенье 30 июля 2000 г. произошло беспрецедентное событие: народ потянулся (если не сказать - ломанулся) за современным искусством. Тысячи и тысячи горожан, в одночасье почувствовавших вдруг у себя дефицит contemporary art, с самого утра выстроили огромную очередь вокруг острова "Новая Голландия", где в воскресенье была развернута завершающая экспозиция международного проекта "EMPLACEMENTS - НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ". А ведь ещё в начале, да и середине недели ничто не предвещало такого ошеломительного внимания общественности к практическим занятиям современных художников.

Инициаторами проекта стали англичанка Роксана Пермар, француженка Франсуаза Дюпре и питерские художники Олег Янушевский, Людмила Белова и Татьяна Николаенко.

 

 

Кураторы смогли каким-то образом договориться с военными и арендаторами "Новой Голландии" и собрать художников из Англии, Германии, Франции и России в старом цеху испытательного бассейна для совместного (в течение десяти дней) обживания столь необычной для художественной практики территории.

По-началу этот самый процесс обживания шел трудно и медленно. Но англичане настойчиво настраивали художников на осмысление исторических и сегодняшних особенностей выбранного места, читали слайд-лекции по первым двум этапам проекта "EMPLACEMENTS", которые прошли в прошлом году в Лондоне (четвертый этап состоится во Франции), показывали новаторские видео-фильмы, рассказывали об опыте публичного искусства и использовании технологии цифровой фотографии. Дошла очередь и до наших художников...

Таким образом, в течение недели был проведен настоящий мастер-класс, который завершился публичным вернисажем. В проекте помимо упомянутых уже художников приняли участие Гейл Пирс и Найан Кулкарни (Англия), Андреа Ламест (Германия), театр танца "Граффити" (Ярославль) и питерские художники Игорь Баскин, Олег Жогин, Геннадий Змитрович, Николай Кононихин, Кэнди Малахаев, Владимир Маркович, а также группы "Дрэли куда попало", "Новые основания", "Новые тупые" и др.

Олег Янушевский и Роксана Пермар  

Что же касается поломничества в "Новую Голландию", то можно, конечно, искать объяснения столь редкого феномена и в рекламе СМИ, которые, по-видимому, сообщили горожанам о "дне открытых дверей" на военно-морскую базу, и в совпадении дня проведения вернисажа с днем Военно-морского флота, и в близости "Новой Голландии" от набережной Невы, где проходил праздник... Но факт остается фактом: 30 июля 2000 г. петербуржцы впервые столь массово и столь непосредственно столкнулись с современным искусством. Они не нашли на заявленной выставке ни одной картины и ни одной традиционной скульптуры.

Они увидели похожие на гробы лодки, убранные саваном ("Спящие красавицы" Г.Пирс), нос корабля, погребенный в пучине политической литературы ("Красный переход" О.Жогина),спасательные круги с фарфоровыми руками утопленников ("Круги на воде" Л.Беловой), плакат "Далеко ли до пляжа?" на русском и немецком языках (А.Ламест), вешалку с одеждами-призраками, вырезанными из черного полиэтилена ("Призраки" И.Баскина и Н.Кононихина) и многое другое, что никак не вписывалось в их представления о произведениях искусства.
"Призраки" И.Баскина и Н.Кононихина  

 

Они увидели художника, который ездил по бассейну на испытательной машине и писал на воде мукой, маслом и взбитыми сливками ("Письмо на воде" О.Янушевского), увидели "рабочих", которые в обеденный перерыв "забивали козла" ("Исход" Н.Кононихина и Т-ва "Новые тупые"), потом эти же "рабочие" стали вступать в интимные отношения со станками, весами, трубами, спасательными кругами и даже форточкой ("Внутренний эротизм" Т-ва "Новые тупые"). Увиденное повергло горожан в шоковое состояние (одна женщина даже упала в воду бассейна). Многие тут же высказывали свое резкое неудовольствие: "Где же картины?" (кто-то даже пытался выяснить отношение с куратором на кулаках), но многие подолгу рассматривали диковинное искусство, задавали вопросы и пытались разобраться в происходящем.
"Исход". Акция Н.Кононихина и Т-ва "Новые тупые"  

Встреча народа с современным искусством состоялась!

Николай Кононихин