https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Экскурсия «Петербургские ученики «Бубнового валета» (к 60-летию смерти Александра Осмеркина)»

6 октября 2013 г.  в 12.00 в Матисс-клубе Николай Кононихин проведет экскурсию «Петербургские ученики «Бубнового валета»», посвященную к 60-летию смерти Александра Осмеркина. Экскурсия пройдет в рамках масштабной выставки «Советский импрессионизм» (68 картин), которая развернута в галерее Матисс-клуба. Лично знавший многих из учеников Александра Осмеркина, Николай Кононихин (куратор выставки «Памяти учителя», 1998) расскажет об уникальном братстве петербургских художников «осмеркинцев», поделится их воспоминаниями об Учителе, а главное - вживую покажет картины и познакомит с архивными документами из жизни и творчества А.Осмеркина и его учеников.

 

Линия «Бубнового валета», московского сезаннизма,  «бациллы подлинной живописи» (по выражению Льва Мочалова), которые Александр Осмеркин привнес на ленинградскую почву, оказали огромное влияние на все ленинградское искусство. И не только на его прямых учеников: Евсея Моисеенко, Сергея Осипова, Ивана Годлевского, Елены Скуинь, Глеба Савинова, Ольги Богаевской и др. Через Виктора Тетерина и Евгению Антипову эстетику «Бубнового валета» органично восприняли молодые «шестидесятники», прежде всего, группа «одиннадцати» (Герман Егошин, Валерий Ватенин, Завен Аршакуни, Виталий Тюленев, Леонид Ткаченко и др.). И далее – последователи 11-ти в Академии бессмертных (СПАСИ). Наконец «бациллой» сезаннизма дышали совсем юные ученики СХШ, располагавшейся под одной крышей в Академии художеств. В том числе, среди них были Александр Арефьев, Владимир Шагин и другие члены будущего Ордена нищенствующих живописцев…

Ученик Ильи Машкова, кровный сын «Бубнового валета» Александр Осмеркин начал выставляться в легендарном объединении художников-авангардистов начиная с 1913 года. А уже в 1918 году стал преподавать в качестве ассистента Петра Кончаловского в Свободных государственных художественных мастерских в Москве. В 1932 году он принимает предложение И.Бродского и в течение 15 лет возглавляет персональную мастерскую в Академии художеств в Ленинграде.

«Так на берегах Невы начала расцветать мастерская Осмеркина, - вспоминает Борис Угаров, - и слово-понятие «цвет» приобрело с его приходом сильно ощутимый московский акцент… Младший из «бубновых валетов», Осмеркин нес с собой то отношение к цвету, которое мы теперь называем «московская школа». В ее основе лежит культура живописи, родившаяся в Москве в 1910-1920-е годы».

До войны Академию художеств по мастерской Осмеркина закончили Елена Скуинь, Глеб Савинов, Ольга Богаевская, Лев Орехов, Евгения Байкова, Нина Нератова, Сергей Осипов (1943), а сразу после войны Евсей Моисеенко, Вера Любимова, Евгения Антипова, Виктор Тетерин, Иван Годлевский.

В 1947 году Осмеркина отстраняют от преподавания в ленинградском Институте имени Репина по обвинению в формализме и космополитизме. А через год в 1948 – увольняют из московского Институте имени Сурикова. В 1953 году Осмеркин умирает. В один год с Николаем Пуниным, с разницей в месяц (Пунин получил 10 лет лагерей, и умер в лагере под Воркутой).

Осмеркин был уверен, что «в искусстве живописи все великое создано так называемыми школами», он придавал огромное значение правильному методу обучения, учил прежде всего художественной культуре, умению видеть, уважению к цвету и его роли в выявлении формы и организации пространства. Уделял огромное внимание выявлению индивидуальности своих учеников. «Вы должны предать меня», - напутствовал Осмеркин своих выпускников на самостоятельный путь художника.

«Мы любили его», - эти слова Евсея Моисеенко стали лейтмотивом выставки «Памяти учителя» петербургских художников – учеников Александра Осмеркина, которая прошла в 1998 году в Санкт-Петербурге (куратор Николай Кононихин). Тогда многие из учеников Осмеркина еще были живы и их воспоминания о мэтре и учителе можно будет услышать в воскресенье 06 октября в 12.00 в Матисс-клубе.

Евгения Антипова (1917-2009)

Окончила Академию художеств в 1950 г. Училась в мастерской А.Осмеркина (1946-1947).

«Осмеркин был человеком, преданным искусству, любил поэзию, знал почти всего Пушкина. Знал Париж как свою собственную квартиру (хотя никогда там не был). Его комната была оклеена картой Парижа.

Он был человеком искусства, артистом, интеллигентом, человеком большой культуры. Хорошо знал театр, балет, интересовался жизнью искусства».

Евгения Антипова. Романтический пейзаж. 1968.  

.

Евгения Байкова (1907-1997)

Окончила Академию художеств в 1940 г. по мастерской А.Осмеркина, была старостой группы.

«Когда входил Осмеркин, все затихали. Он сразу начинал говорить о художнике, работы которого видел в Эрмитаже. Приносил репродукции картин и рассказывал о них.

Зимой было холодно и голодно. Натурщик не мог стоять. Мы сами приносили дрова и топили. Однажды он долго ставил натюрморт, а мальчишки его съели. Он был возмущен».

Евгения Байкова. Натюрморт с селедкой. 1976  

.

Ольга Богаевская (1915-2000)

Окончила Академию художеств в 1940 г. по мастерской А.Осмеркина.

Заслуженный художник России (1997).

«Я увлекалась французами, как-то без оглядки и не всегда до конца сознательно…

Работала я в халате, настолько вымазанном краской, что он стоял сам собой, и писала по преимуществу пальцами, считая это признаком истинного живописца.

Александр Александрович сказал мне однажды: «Олечка, душечка, посмотрите, какой там глазок», и на том месте этюда головы, где предполагался глаз, тонкой кистью, скромно начал его писать. Этот случай каким-то образом стал переломным в моем отношении к профессии живописца".

Ольга Богаевская. Морские окуни. 1980.  

.

Иван Годлевский (1908-1998)

Окончил Академию художеств в 1949 г. Учился в мастерской А.Осмеркина (1936-1941).

"Он выделялся среди других профессоров и преподавателей своей внешностью, он появлялся всегда с большим вкусом одетый, подтянутый, выбритый, часто с живым цветком в петлице. Он как бы противопоставлял себя службистам от искусства, хотя никогда об этом не говорил…

Это было удивительно, как педагог с учениками создавал в атмосфере мастерской из обыденных предметов – мир, будивший в нас энтузиазм первооткрывателей в искусстве или продолжателей традиций. И в том и в другом случае мы восходили в мир искусства, в мир высоких и чистых представлений об искусстве живописи".

Иван Годлевский. Красный дом. 1972.  

.

Вера Любимова (1918-2010)

Окончила Академию художеств в 1947 г. по мастерской А.Осмеркина.

«Осмеркин был человеком большой культуры, «французом» с головы до ног. Он часто рассказывал нам о Париже, французском искусстве, импрессионистах, а мы, открыв рот, слушали.

Его мастерская была самая живая в Академии художеств. Он так много давал нам своей художнической натурой. Он вливал в нас столько энергии, души, любви к искусству».

Вера Любимова. Рябина на скамейке. 1960.  

.

Евсей Моисеенко (1916 -1993)

Окончил Академию художеств в 1947 г. по мастерской А.Осмеркина.

Народный художник России, академик.

«Мы любили его, больше того, мы боготворили его. Когда он приезжал, для нас был праздник.

Он входил в мастерскую в своей роскошной шубе на лисьем меху с бобровым воротником и в рыжей шапке и, улыбаясь, говорил: «Здравствуйте, ребятушки»…

Ценил в студентах проявление индивидуальности, творческого самосознания, уважая подчас свою противоположность. Был терпим. Я никогда не слышал, чтобы он поносил кого-то.

Осмеркин возглавлял мастерскую, резко отличную от других, скажем, от мастерской Бродского (из которой к нему перешел Моисеенко, прим.), но я никогда не слышал от него ничего худого о ней, хотя студенты часто и провоцировали его, ожидая нужные им ответы. Он всегда был на высоте.

Евсей Моисеенко. У залива. 1970.  

.

Нина Нератова (1911-2000)

Окончила Академию художеств в 1940 г. по мастерской А.Осмеркина («мадонна ВАХ»).

«Александр Александрович был артистом в широком смысле слова: художник, рассказчик, поэт, лицедей. «Красота, - говорил он, - бывает разная». Когда разливается керосин, он отливает всеми цветами радуги. Но это не та красота, которая нужна художнику.

Он любил говорить: «Павлиньи перья – красиво, да?»».

Нина Нератова. Мальчик в ушанке. 1953.  

.

Лев Орехов (1913-1992)

Окончила Академию художеств в 1939 г. по мастерской А.Осмеркина, дипломная картина «Отдых на сенокосе».

Участвует в выставках с 1939 года.

Член Союза художников с 1946 года.

Преподавал живопись в Ленинградском художественном училище (1940–1941), в Училище имени В.Мухиной (1946–1949), затем в Художественно-графическом педагогическом училище.

Лев Орехов. На даче. 1970-е.  

.

Сергей Осипов (1915-1985)

Окончила Академию художеств в 1943 г. по мастерской А.Осмеркина.

«Мастерская Александра Александровича в Академии была неким оазисом, а котором расцветала, по нашему представлению, настоящая живопись, связанная с именами замечательных московских художников, а ее миссионером в стенах ленинградского вуза был Осмеркин.

Отчетные выставки мастерской сияли непетроградской свежестью и яркостью красок. Влияние профессора было очевидно – осмеркинский метод давал зримые плоды.

Восхищались и ругали с присущей молодости категоричностью, со страстью утверждали и с не меньшей страстностью отрицали «московскую школу». Равнодушию тут места не было…

Писали модель. Я бился над холстом, стремясь собрать в целое всю постановку, и наносил тысячи дробных мазков маленькими кистями.

Осмеркин сказал: «Осипов, неплохо бы Вам немного Фешина…» И как-то все стало ясно…

Сергей Осипов. Девочка в сарафанчике. 1958.  

.

Глеб Савинов (1915-2000)

Окончил Академию художеств в 1940 г. по мастерской А.Осмеркина.

«На стенах мастерской висели репродукции произведений Рембрандта, Э.Мане, Веласкеса, Сурикова, Сезанна, Гойи и других мастеров…

Александр Александрович любил «светлый глаз» в живописи учеников. Повторял, помнится, слова К.Коровина, которого очень любил: «живописец пишет тень». Ясный разбор цветовых отношений, колористически целостный, конкретный, в основных цветовых сочетаниях, и входил, мне кажется, в понятие «светлый глаз»…

Он часто говорил, смеясь – «я ведь не рисовака», но внимание к цвету, цветовому пятну, таинству тонально-световых отношений не снижало требований его к рисунку, пластической выразительности и характеру в постановке…

Александр Александрович говорил также: «я не преподавака», и действительно, в его замечаниях, в его методе не было «наукообразности» вещания.

Глеб Савинов. Вид с Соколовой горы. 1975.  

.

Елена Скуинь (1908-1986)

Окончила Академию художеств в 1939 г. по мастерской А.Осмеркина, куда была зачислена сразу на третий курс по рекомендации Осмеркина.

Работала в Академии художеств в мастерской Р.Р.Френца (1940-1941).

Преподавала живопись в Ленинградском училище имени В.Мухиной.

В письме Е.Павловскому А.Осмеркин писал о выставке дипломных работ 1939 г. «На выставке дипломников по-настоящему нашей молодежи нравится только Скуинь».

Елена Скуинь. Дельфиниумы. 1968.  

.

Виктор Тетерин (1922-1991)

Окончил Академию художеств в 1949 г. Учился в мастерской А.Осмеркина (1944-1947).

«Я наблюдал, как с огромным удовольствием синей краской он разместил букет на холсте; как свободно и одновременно с напряжением воли и внимания стал рисовать массы цветов, листву, архитектуру. При этом все больше определялась цветовая гармония.

Меня поразило, что все это и похоже, и в то же время что-то совсем другое. Особенно запомнилось, как он прописал вокруг букета розово-красную крышу, розовую башню. Мне все это казалось волшебством…

Александр Александрович отличался непосредственностью в общении с людьми и по-детски делился своей радостью, если работа ему удавалась…

Оказавшись в Москве, всегда можно было остановиться у Александра Александровича. Постель, вместо ширм, отгораживалась холстами, и вы, засыпая в мастерской, могли наслаждаться кренделями на фоне лиловых драпировок, гитарой и другими чудесами живописи».

Виктор Тетерин. Метрострой. 1965.

 

https://www.traditionrolex.com/24