Первым порвал связь с предметным миром Василий Кандинский в «Первой абстрактной акварели», датированной, по разным оценкам, 1910 или 1913 годами. Его открытие стало закономерным результатом движения от экспрессивных импрессий и импровизаций, еще сохранявших связь с натурными импульсами от окружающей действительности, к полностью беспредметным композициям.
Вторыми на пути к абстракции были Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, давшие миру абсолютно самостоятельные образцы «лучизма». Художники изображали не сами предметы, природу или человека, а лишь «лучи», отраженные от них. Так в 1911-1913 гг. Ларионов создает лучистые «линии», «пейзажи», «стекло», лучистого петуха и даже лучистый «Портрет дурака» (1912). А Гончарова – «Лучистые лилии», «Лучистый лес», лучистые «Кошки» и даже лучистый «Портрет Ларионова» (все 1913). Инструментом для всех этих работ оставался кубизм, и, несмотря на оригинальную идею, большинство их холстов все еще сохраняли пусть и «отраженную» и весьма запутанную, но все же четко прослеживаемую связь с первичным натурным импульсом.
Наиболее радикальным вариантом абстракционизма стал супрематизм Казимира Малевича, который решительно порвал какую бы то ни было связь с окружающей действительностью, выбрав в качестве «моделей» геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник – вещи, абстрактные по определению. В 1915 году «Черный квадрат» Малевича занял место новой иконы в красном углу на Последней выставке футуристов «0,10» в Бюро Добычиной на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.
Ноздря в ноздрю, а где-то опережая Малевича, за первенство с ним в конструктивизме конкурировал Владимир Татлин. В 1914 году он создает «Угловой контррельеф» - пространственный объект, созданный из подручных предметов и материалов, предвосхитивший рэди-мейд Марселя Дюшана, а заодно «объекты» и «инсталляции» будущих поколений художников.
Встреча пройдет в Малом зале Лектория (бывшей Адъютантской Павла I).
Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.
Тел. 570-52-23, 570-56-91.