Сквозь эту пробоину в цензуре после «одиннадцати» потянулись сначала квартирные выставки, а затем легендарные выставки ленинградского андеграунда в ДК Газа (1974) и ДК Невский (1975).
Николай Кононихин лично знал почти всех из «одиннадцати», много общался с ними в мастерских у художников, организовал выставку «Круга Одиннадцати» в 1998 году: «Они сразу стали символом «шестидесятников», явлением культовым, символом свободы творчества и независимости в выборе изобразительных средств. Их объединил протест против соцреализма, время хрущевской «оттепели» и максимализм, свойственный молодости».
«Тогда я считал себя гением», - с улыбкой признался Герман Егошин, когда я расспрашивал его в 1998 году о шестидесятых, об истории возникновения группы «одиннадцати». «Сидели как-то в буфете Союза с Ватениным и Аршакуни, и поняли, что выставке быть» - немногословно и как-то по будничному спокойно, как будто извиняясь, говорил Егошин. Этому послевоенному поколению, прошедшему кто войну, кто эвакуацию, «море было по колено». Они верили в себя, в свою страну, в свое искусство… Не прогибались, не подстраивались под политические или коммерческие лекала, а делали свое искусство.
В выставке «одиннадцати» приняли участие Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Ярослав Крестовский, Валентина Рахина, Константин Симун, Виктор Тетерин, Леонид Ткаченко, Виталий Тюленев, Борис Шаманов.
Стилевой диапазон творчества «одиннадцати» простирается от реализма до абстракции. Воплотить в абстракции поиски духовности, гармонии цвета и музыки живописи стремился Леонид Ткаченко. «Вознесение №3» (1994) – один из ярких результатов этих поисков.
Встреча организована при участии Nikolay Gallery (www.nikolaygallery.ru) и проекта «Авангард на Неве» (куратор Алексей Коцепалов, http://ann.spb.ru).
Книжный клуб на Австрийской площади: Каменноостровский проспект, д. 13/2