https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Лекция "Художники группы «Одиннадцати» глазами коллекционера" Николая Кононихина

30 октября 2013 г. в 19.00 книжный клуб на Австрийской площади продолжит «Встречи с коллекционером». Темой второй встречи с Николаем Кононихиным станет легендарная Группа «Одиннадцати», чья выставка в октябре 1972 года стала первым коллективным выступлением художников за свободу творчества после ликвидации художественных группировок в 1932 году. Беседа сопровождается выставкой одной картины: Леонид Ткаченко. Вознесение №3. 1994 г.

Выставка группы «одиннадцати» в 1972 году стала важным прецедентом – мощной пробоиной в цензуре и идеологической борьбе художников с властью. Она показала неуверенность и эрозию власти, неготовность власти снова прибегать к репрессиям, как это было еще в 1940-1950-е годы.

 

 

Сквозь эту пробоину в цензуре после «одиннадцати» потянулись сначала квартирные выставки, а затем легендарные выставки ленинградского андеграунда в ДК Газа (1974) и ДК Невский (1975).

Николай Кононихин лично знал почти всех из «одиннадцати», много общался с ними в мастерских у художников, организовал выставку «Круга Одиннадцати» в 1998 году: «Они сразу стали символом «шестидесятников», явлением культовым, символом свободы творчества и независимости в выборе изобразительных средств. Их объединил протест против соцреализма, время хрущевской «оттепели» и максимализм, свойственный молодости».

«Тогда я считал себя гением», - с улыбкой признался Герман Егошин, когда я расспрашивал его в 1998 году о шестидесятых, об истории возникновения группы «одиннадцати». «Сидели как-то в буфете Союза с Ватениным и Аршакуни, и поняли, что выставке быть» - немногословно и как-то по будничному спокойно, как будто извиняясь, говорил Егошин. Этому послевоенному поколению, прошедшему кто войну, кто эвакуацию, «море было по колено». Они верили в себя, в свою страну, в свое искусство… Не прогибались, не подстраивались под политические или коммерческие лекала, а делали свое искусство.

В выставке «одиннадцати» приняли участие Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Ярослав Крестовский, Валентина Рахина, Константин Симун, Виктор Тетерин, Леонид Ткаченко, Виталий Тюленев, Борис Шаманов.

Стилевой диапазон творчества «одиннадцати» простирается от реализма до абстракции. Воплотить в абстракции поиски духовности, гармонии цвета и музыки живописи стремился Леонид Ткаченко. «Вознесение №3» (1994) – один из ярких результатов этих поисков.

Встреча организована при участии Nikolay Gallery (www.nikolaygallery.ru) и проекта «Авангард на Неве» (куратор Алексей Коцепалов, http://ann.spb.ru).

Книжный клуб на Австрийской площади: Каменноостровский  проспект, д. 13/2

https://www.traditionrolex.com/24