https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Лекция "Феномен коллекционирования и современное искусство"

 

15 марта 2014 г. в 18.00 в Галерее «Арт-Лига» на Пушкинской-10 состоится лекция Николая Кононихина «Феномен коллекционирования и современное искусство». Лекция пройдет в рамках выставки "Лучшее из коллекции НОК", проходящей в эти дни арт-центре Пушкинская-10. Лекция сопровождается показом работы Владимира Яшке «Зинаида Морковкина» (2010).

 

Культура коллекционирования в России обязана своим рождением Петру I и здесь не обошлось без европейской «прививки». Еще в первый визит Великого посольства в Амстердам и Лондон в 1697-1698 гг. Петр I посетил известных собирателей древности и привез в Россию множество артефактов, а также произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. Они стали основой первого публичного музея Кунсткамеры (1714) и примером для подражания придворных вельмож. Дело Петра I продолжили Елизавета I (основала Академию художеств в 1757), Екатерина II (основала Эрмитаж в 1764), Павел I (Павловск, Гатчина) и др.

Коллекционирование стало едва ли не обязательным занятием для просвещенных представителей российского дворянства. Так сложились крупные частные коллекции И.И.Шувалова, Е.Р.Дашковой, А.А.Безбородко, Н.Б.Юсупова, Строгановых и др.

В ХIХ веке новое сословие купцов и промышленников дало России крупнейшие коллекции Павла Третьякова, Алексея Бахрушина, Сергея Щукина, Ивана Морозова и др., которые стали основой национальных музеев: Третьяковской галереи, Театрального музея, Музея им.Пушкина, а также раздела импрессионистов в Эрмитаже.

В советской России коллекционирование носило полукриминальный характер, поскольку давало возможность властям преследовать за спекуляцию, операции с валютой, связи с иностранными гражданами... Но именно в советские годы сложились крупнейшие частные коллекции русского авангарда Арама Абрамяна, Георгия Костаки, Соломона Шустера, Валерия Дудакова, Якова Рубинштейна, Абрама Чудновского, Иосифа Эзраха  и др.

Годы перестройки и рыночной экономики изменили подход к  коллекционированию. Как и в петровские времена, коллекционирование снова стало обязательным атрибутом принадлежности к высшему кругу новой знати, да и просто еще одним инструментом инвестирования и защиты капитала. Роман Абрамович, Виктор Вексельберг, Петр Авен, Михаил Фридман, Алексей Ананьев, Дмитрий Пумпянский – вот лишь несколько обладателей крупнейших коллекций российского и западноевропейского искусства. За олигархами потянулся средний класс… Частные музеи и галерейные коллекции музейного уровня уже не редкость…

Коллекция Николая Кононихина формировалась в 1990-е годы, когда рынок советского искусства в России только зарождался, а первоклассные образцы живописи, графики, скульптуры еще можно было разыскать по мастерским художников. Коллекционер был сродни тогда первопроходцу, золотоискателю-старателю, которому предстояло просеять тонны руды, прежде чем отыскать настоящий шедевр. Никаких альбомов и монографий-гидов типа «Авангард на Неве» тогда еще не было, и коллекционер полностью полагался на свой вкус и врожденное чутье.

Формирование коллекции шло одновременно с освоением территории ленинградского искусства послевоенного периода, причем «справа - налево» и очень быстро. От соцреализма к советскому импрессионизму и далее стремительное скольжение «влево» через учеников Александра Осмеркина к группе «Одиннадцати», и через Круг Павла Кондратьева к абстракции Общества «Аполлон». И далее - в андеграунд (Владимир Шагин, Геннадий Устюгов, Леонид Борисов, Елена Фигурина, Валентин Левитин, Юлия Иванова, Владимир Яшке и др). На этом тогда коллекционирование живописи закончилось. Начался практический опыт внутри «контемпорари-арта» на Пушкинской-10. В лексиконе вчерашнего коллекционера появились: медиа-арт и сетевое искусство, акционизм, симуляция, апроприация и проч., и проч., что никак не поддавалось традиционному коллекционированию.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов на Пушкинской-10 были реализованы кураторские проекты: «Тотальная документация искусства», фотовыставка «Арт-Питер: офф-лайн», «Медиа-арт и масс-медиа» и др. Созданный в интернете сайт «Арт-Питер» стал он-лайн площадкой для Тимура Новикова, Андрея Хлобыстина и других художников актуального искусства. «Виртуальное кладбище «Новые литераторские мостки»» Валерия Савчука, «Кнопка и модернизм» Андрея Чежина, «Мой Пушкин» Игоря Межерицкого, «Арт-Процессор» Алексея Варсопко, «Параллели» Дмитрия Горячева, «Я – политическая партия» Кэнди Малахаева, «Дневник акциониста» Игоря Баскина, «Медиум» Андрея Устинова, «Дрэли Куда Попало»  – вот лишь часть проектов «Арт-Питера».

Как формируется коллекция? Что движет коллекционером? Эти и другие вопросы можно будет задать Николаю Кононихину 15 марта 2014 г. в 18.00 на Пушкинской-10.

https://www.traditionrolex.com/24