https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Лекция «Праздник цвета Ивана Годлевского» в Русском музее

 

20 декабря 2014 года в 12.00 в Лектории Русского музея состоится лекция «Праздник цвета Ивана Годлевского» Николая Кононихина. Лекция пройдет в рамках творческой встречи с коллекционером Николаем Кононихиным, организованной Клубом любителей искусства.

На лекции впервые будут представлены документы из архива семьи художника: выступления Ивана Годлевского в 1950-е гг. против гонений за формализм в искусстве и приоритета идеологии, протестное Письмо И.Годлевского -  Ф.Р.Козлову, секретарю Ленинградского обкома КПСС от 5 января 1955 г.

 

Слушатели познакомятся с наиболее яркими выдержками из рукописей статей Годлевского «О некоторых вопросах художественного творчества» (1953), «К всесоюзной выставке дипломных работ 1953 г.», «К вопросу о композиции» (1955). Личность художника, его бескомпромиссная позиция в искусстве наиболее ярко раскроется в личной переписке художника с женой и особенное с дочерью Галиной Годлевской, с которой художник в течение 30 лет (переписка охватывает период 1950-е – 1980-е годы) делился самыми сокровенными мыслями и суждениями об искусстве.

Лекция сопровождается показом около 70 работ Ивана Годлевского, в том числе из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций.

Ниже приводим текст из буклета.

Николай Кононихин: Я познакомился с художником Иваном Ивановичем Годлевским в 1997 г., когда готовил выставку «Памяти учителя», посвященную ученикам Александра Осмеркина. Помню, меня поразили тогда две вещи: яркие, не по-советски модернистские работы художника и сам художник, не по-советски открытый и улыбчивый пожилой человек в модной артистической куртке и ярком шарфе. Годлевский недавно вернулся из Франции. В 1991 - 1996 гг. в крупнейших городах Европы  прошли его персональные выставки. Вот она – богемная жизнь! Вот он – баловень судьбы! – подумает непосвященный человек и ошибется.

И.И.Годлевский родился в 1908 году в деревне Добромеричи (ныне территория Польши). В страшные годы Первой мировой войны остался сиротой, вел беспризорную жизнь. Затем художественное училище в Киеве, учеба в Академии художеств в Ленинграде в мастерской А.Осмеркина. Снова война. В 1949 заканчивает Академию и очень скоро становится успешным преподавателем, парторгом, т.е. «службистом от искусства». В 1955 году все бросает и полностью отдается искусству.

 

 
  Иван Годлевский в мастерской. 1997 г. Фото Николая Кононихина  

Из писем И.И.Годлевского.

1982: «Нужна невероятная сила воли, чтобы пренебречь деньгами, которые валяются под ногами, и отдаться бескорыстному служению искусству, обрекая себя и семью на нищенское, полуголодное существование. Совмещать одно и другое почти невозможно. Искусство слишком ревниво и двоеженства не прощает».

1963: «За последние несколько месяцев в нашей области труда все разжевано и положено в рот. Остается только глотать... Когда чувствую приступы рвоты, выплевываю жвачку и отдаюсь влечению сердца».

1968: «Сейчас здесь около 40 человек, но все работают как один человек, авторов различить нельзя, в основном делают слащавые картинки, а не стремятся решать живописные проблемы. Я как-то одному сказал, что надо не картинки делать, а писать так, чтобы лошади шарахались».

1984: «И хочется плакать. Оплакивать свою неудавшуюся жизнь. 6 лет в кадровом составе армии, дальше фронт, остался жив, педагогическая и общественная работа. И только, когда была прожита большая половина паспортной жизни, родился художник. Сколько можно было бы создать при нормальном процессе развития, если бы рождение художника произошло в 25 - 30 лет?»

1980. «Открытие выставки в Пскове для меня имеет особое значение. 23 года назад, точнее в январе 1958 года, я приехал в Псков.  Псков меня поразил! Это было чудо наяву! Стремился выразить испытанное мною впервые такое сильное чувство восторга. А для этого надо было иметь ясное представление о целом, то есть свою концепцию виденного.

Преодолевая академическую, обезличиваю-щую систему выражения, которая сводится к одинаковому выполнению подробностей по всей плоскости картины, когда пуговицей на платье интересуются столько же, сколько глазом человека, стремился находить обобщенный язык, выражающий только главное. И это привело к тому, что именно здесь во Пскове во мне пробудился художник со своим индивидуальным языком».

Из интервью Николая Кононихина Юлии Бородиной, 2014 г.:

Коллекционирование – это образ жизни, возможность выразить свое представление о прекрасном, материализовать восхищение и поделиться им с другими. В этом смысле, коллекционер сродни творцу, он интересен и ценен как раз таки своим частным взглядом на искусство, «лица не общим выраженьем».

Настоящее коллекционирование – это страсть... Но в этом и прелесть коллекционирования – оно дает возможность раскрыться человеку в области, выходящей за грани материального мира и традиционных социальных ролей. Если угодно, коллекционирование – это продолжение ряда: посадить дерево, построить дом, родить сына… Я бы добавил: «Создать коллекцию».

 

 
  Николай Кононихин
https://www.traditionrolex.com/24