Ленинградский андеграунд. 55 картин из коллекции Николая Кононихина.

 

13 сентября Матисс Клуб открывает выставку "Ленинградский андеграунд. 55 картин из коллекции Николая Кононихина". Известный коллекционер и подвижник Николай Кононихин полагает, что коллекционирование – это образ жизни, возможность выразить свое представление о прекрасном, материализовать свое восхищение и поделиться им с другими. В этом смысле, коллекционер сродни творцу, он интересен и ценен как раз своим частным взглядом на искусство, «лица не общим выраженьем».

 

Николай признается, что никогда не собирал именно "Ленинградский андеграунд", да и сам термин этот в 1990-е годы – годы создания коллекции - только еще формировался, во многом благодаря подвижнической деятельности Любови Гуревич. Тогда для него было важно найти гениальных художников, а из их работ – выбрать шедевры. С Владимиром Шагиным коллекционера познакомил Николай Благодатов, встречи с художником в его мастерской на Кубинской улице произвели сильное впечатление. Там «андеграунд» был не просто фигурой речи, а образом жизни и философией художника, а шедевры лежали еще влажные на полу, стояли возле стен или были просто приколочены гвоздями к обоям. Ярко выраженная индивидуальность работ привела позже в мастерские Геннадия Устюгова, Валентина Громова, Леонида Борисова, Юлии Ивановой. Свой неповторимый уникальный мир создали Валентин Левитин, Владимир Яшке, Елена Фигурина – их работы пополнили  коллекцию в последние годы. С Тимуром Новиковым Николай был хорошо знаком, и ряд графических работ получил в дар от лидера «неоакадемизма».

Николай так говорит об идее проекта: «Выставка предлагает проследить связь андеграунда с авангардом. Ведь наряду с христоматийными именами ленинградского андеграунда, о которых шла речь выше, в послевоенном Ленинграде в творческом «подполье» работали многие художники, в том числе, члены Союза художников, и, прежде всего, секции графики, где собрались прямые наследники русского авангарда. Владимир Стерлигов и Павел Кондратьев, ученики К.Малевича, П.Филонова, М.Матюшина, стали точками творческой «кристаллизации» для многих молодых художников. Один создал Школу, вокруг другого образовался Круг сподвижников. Среди них – Вера Матюх, ученица Василия Ермилова, лидера украинского авангарда. До войны она много общалась с Львом Юдиным и Константином Рождественским, ассистентами Казимира Малевича. На выставке представлен ее «Портрет Владимира Волкова» (1989), добровольно принявшего на себя «схиму» неучастия в выставках. Более 20-ти лет, до самой смерти, он работал «в стол». Линию духовного искусства, которое не имело шансов быть выставленным, развивали Елизавета Александрова, Сергей Спицын, Владимир Жуков – автор наборных абстрактных «икон», уникального явления во всем послевоенном искусстве.

Другой, уникальной в своем роде, точкой «кристаллизации» андеграунда стала Герта Неменова. Ученица К.Петрова-Водкина и Н.Альтмана, она в 1930-е годы стажировалась в Париже у Фернана Леже, «ходила в ученицах» у живших там Н.Гончаровой и М.Ларионова, встречалась с П.Пикассо... Всемирную известность ей принес портрет Гоголя, который в 1961 году был выставлен Эриком Эсториком в Grosvenor Gallery в Лондоне, затем попал на афишу выставки в Нью-Йорке и был приобретен МОМА.  В 1960-е годы эта абсолютно неустроенная и не приспособленная для жизни женщина стала точкой интеллектуального притяжения неофициальных художников и поэтов, среди которых были ККК (Константин Кузьминский), Валенитин Левитин, Жанна Бровина (всех их с Неменовой познакомил Григорий Израилевич, ее коллега по Литографской мастерской) и др. Позже к Неменовой ходил Тимур Новиков.»

Выставка в Матисс Клубе будет проходить с 13 по 26 сентября 2014 г. по адресу: СПб, Никольская площадь, 6, с 11 до 19 часов ежедневно.