То же самое относится ко всякому национальному искусству – и российское искусство здесь не исключение. В конце ХIХ – начале ХХ века стремительное развитие модернизма во Франции, Германии, Италии поставило перед российским искусством нелегкую задачу: за каких-нибудь десять – пятнадцать лет освоить новейшее западное искусство и стать первооткрывателями абстракции и супрематизма. Заслугу этих достижении в тандеме с художниками по праву делят российские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов.
Программа цикла:
1. Русский импрессионизм, 13 октября 2016 г., 19.00.
Импрессионизму в России повезло меньше всего, если сравнивать с кубизмом, экспрессионизмом и фовизмом. Товарищество передвижников столь усердно боролось с академизмом, утверждая социальную тематику и «иллюстративность» в изобразительном искусстве, что само к концу ХIХ века стало чуть ли не символом застоя и консерватизма. Свежие полотна Серова, Коровина, Врубеля, регулярно приобретаемые Павлом Третьяковым, а также полотна самих французов, которых русская публика с начала ХХ века могла видеть как на выставках, так и в особняках Сергея Щукина и Ивана Морозова – лишь отчасти помогли импрессионизму. Второй вал кубизма и фовизма, пришедший с Запада и получивший в России название кубофутуризм, вмиг сделал сам импрессионизм устаревшим искусством. (подробнее --->) |
2. Российские корни экспрессионизма (к 150-летию Василия Кандинского), 20 октября 2016 г., 19.00
Первенство Василия Кандинского в открытии абстрактного искусства как-то заслонило не менее, если не более важное его значение как основоположника немецкого экспрессионизма (почти одновременно с дрезденской группой «Мост»). В начале 1900-х в Мюнхене пересеклись пути Василия Кандинского, Габриэль Мюнтер, Алексея Явленского и Варвары Веревкиной. Маленький городок Мурнау, где в 1909 году трое русских и одна немка столь яростно писали пейзажи, используя зверские сочетания синего, желтого и черного, стал родиной экспрессионизма (по крайней мере, не меньше Дрездена). (подробнее --->) |
3. Кубофутуризм в России: кубизм или футуризм? 27 октября 2016 г., 19.00.
Как следует из самого названия, кубофутуризм в России, казалось бы, нужно трактовать как симбиоз французского кубизма и итальянского футуризма. Новейшие образцы кубизма Пикассо и Брака русские художники могли видеть еще «сырыми» в особняке Сергея Щукина, открытом для публичного посещения. А основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти сам посетил Москву, чтобы из первых рук передать идеи искусства будущего своим российским последователям. И вернулся в Италию «не солоно хлебавши»… Разногласия у него вышли с российскими «последователями», которые почему-то называли себя «будетлянами». (подробнее --->) |
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП), наб. канала Грибоедова, 103.