https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

25.12.2012. «Воспоминание о Дионисии» Владимира Жукова

 

Коллекция пополнилась двумя первыми «иконами» Владимира Жукова «Воспоминание о Дионисии. 1982. картон, масло, 67х57» и «Икона. 1982. картон, масло, 67х57». Серия «Иконы» берет свое начало в 1982 году и представляет собой наборные авангардистские композиции с кубистической центральной частью и расположенными по периметру клеймами, в которых художник использовал абстрактные этюды 1978-1982 годов. Эти не имеющие аналогов «иконы ХХI века» соединили духовность древнерусской живописи и русского авангарда с духовными исканиями человека конца ХХ века.
Воспоминание о Дионисии. 1982.  

В 1963 году Жуков отправляется в путешествие по древнерусским городам: Новгороду, Пскову, Старой Ладоге, в которых (как раньше в Ярославле) он копировал иконы и росписи в соборах. В Новгороде – иконы «Петра и Павла» и «Знамения Божьей матери» ХII века. В Старой Ладоге – росписи Церкви «Святого Георгия». Иконы дали художнику ощущение плоскости, показали возможность плоского, а не иллюзорного построения пространства. Копируя росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле, он находит совершенно кубистические построения пейзажа. «Принципы кубизма были налицо, - вспоминает свои открытия художник, - это наталкивало на поиски выхода».

Идея первой «иконы» «Воспоминание о Дионисии» возникла почти случайно – из разложенных по периметру абстрактных картонок, которые Жуков часто компоновал в 4-х, 6-ти и даже 10-ти частные композиции (см.например «Итальянские эскизы», 1980). В этой «оправе» из абстрактных клейм Жуков увидел стилистику фресок Дионисия и сделал центральную часть «иконы» с ликом «под Дионисия». Так родилась первая икона, положившая начало серии «икон» и «ликов», которую художник продолжил затем в 1991-1995 и 2000-х годах. Интересно, что вторая «Икона. 1982. картон, масло, 67х57» и последующие за ней создавались уже в другом порядке: сначала художник писал центральный лик, а затем под него уже подбирал в клейма абстрактные этюды 1978-1982 годов.
Икона. 1982.  

Но в истории создания «икон» не обошлось без влияния. Речь идет о картине «Житие живописца  Ватенина», созданной Валерием Ватениным в 1968, 1973 гг. Владимир Жуков вспоминает, что бывал в эти годы в мастерской Ватенина (они были дружны еще по Академии художеств, где учились на одном курсе) и видел эту «икону». Но если это «влияние» и было, то только лишь по форме построения «иконы» (4х4 клейм), а не по содержанию.

Творчество Владимира Жукова представлено здесь->

Интервью "Разговор с Владимиром Жуковым" см.здесь->

Статья "Владимир Жуков - иконописец ХХI века" здесь->

https://www.traditionrolex.com/24